Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Год восемьдесят шестой (повесть)

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Содержание материала

3.

 ...Подняв машину в воздух и взяв заданное направление, командир Ми-4 Печорин оглядел горизонт. Небо повсюду было холодным и чистым. Ломаная линия на востоке с набором высоты стушевывалась в зареве встающего из-за гор солнца. Однако прямо под ними, на земле, куда еще не упали лучи, было сумрачно и зыбко, и только по бледно-зеленоватым пунктирам огней можно было определить, что внизу – улицы пригорода.

Справа крутой дугой взблеснула речная излука, перечёркнутая толстоногим телом коммунального моста; по габаритам его тоже светились бисеринки огней. И тотчас другой берег, лишившись своих, даже слабых ориентиров, исчез, словно накрытый гигантской тенью. Кое-где в прорывах взметнулось живое пламя, проплыли красными колечками сигнальные лампы на концах дымовых труб,– вертолёт проходил рядом с территорией завода.

Этим направлением экипажу Печорина приходилось летать частенько, когда их машину арендовала экспедиция, работавшая в горах Алатау на разведке железной руды. При восточном ветре завод открывался сразу – чёткая и строгая геометрия цехов, обвитых, как лаокооны, змеями труб; ажурные нити коммуникации; купола ёмкостей, похожие на присевшие дирижабли; хмурые, дышащие нежным парком жерла градирен.

Вся эта индустриальная панорама, тянувшаяся на километры, при взгляде с птичьего полёта поражала глаз, ошеломляла мощью своего живого таинственного дыхания. И, наверное, оттого, что человек с такой высоты был столь мал, что становился неразличим, трудно было представить более впечатляющее доказательство торжества и безграничных возможностей его инженерной мысли.

Однако сегодня ветер был северо-западный и тень, внезапно расползшаяся по ту сторону излуки и закрывшая землю, была не что иное, как согнанная этим ветром к Реке тяжёлая от ночной влаги пелена дымов.

И это тоже впечатляло.
Потом Река отошла круто вправо, а с ней и дымы, и пригороды, и угнетённые июньской сушью, бледно зеленеющие поля, и над крутизной берега – каменные сломы крепости, поставленной ещё сибирскими первопроходцами. Потянулись ленты березняков и вскоре растворились в хвойной шкуре тайги.

Но вертолётчики не меняли направления, зная, что Река сейчас опять сделает поворот и они выйдут на заданную точку маршрута.

По логам глыбился туман, вяло накатываясь на склоны сопок. Солнце уже пронизывало верхушки его пышных горбов, а молочно-белый цвет при этом гас, тускнел, и туман на глазах превращался в клочья, оторванные от дождевых туч.

Перевалив последнюю гряду сопок, они заскользили над речной поймой. Туман здесь стлался низко, по самым зарослям.

На левом берегу – высоком, лобастом, оголённом от леса вырубками – зачернели домики посёлка.

Печорин плавным разворотом снизил машину, пошёл вдоль поймы. Солнце, едва оторвавшись от гор, светило теперь справа и чуть сзади, взблескивало нестерпимо в стёклах приборов. Река же под ними продолжала течь в тени заслонивших её сопок и крутого правого берега, в клочьях тумана, тихая, спокойно-сонная...

Командира стали одолевать сомнения.

– Что-нибудь видите? – спросил он в ларингофон членов экипажа – второго пилота и бортмеханика.

Второй неопределенно пошевелил плечами, всматриваясь вниз. Бортмеханик, который сидел сбоку, уронив ноги в люк грузового отсека, тоже ничего не видел.

Одно из двух: или они каким-то манером опередили выброс, или с воздуха он плохо различим; хотя последнее маловероятно. Лётный опыт подсказывал: даже слегка замутневшая вода в ручье или речке прослеживается отчетливо и со значительно большей высоты, чем сейчас.

Но вот Река стала делать плавный поворот к востоку, горы раздвинулись, ушли с горизонта, и солнечные лучи холодно скользнули по глади вод.

И вода на глазах преобразилась, почернела. Тёмная полоса ее, которую они приняли за береговую тень, так и осталась тенью, слегка взволнованной перекатным течением. Печорин опустил машину ещё ниже, пока лобовые стекла не стали мутнеть от летящего навстречу тумана.

– Командир, – сказал второй пилот озабоченно, – вызывают на связь. Но слышимость дохлая. Может, повыше вскарабкаемся?

Командир качнул головой, поправил наушники. Он с трудом узнал далёкий, в осыпях сухих разрядов голос секретаря горкома Каржавина.

– Печорин, где находитесь, как видимость? Что внизу? Приём.

Блики по Реке от низко висящего солнца бежали впереди вертолёта, мешая обзору.

Печорин:

– Только что вошли в створ. Район поселка Макаровский. Видимость дохлая... Стелющийся туман. Выброс движется лентой во много километров. Цвет ядовито-серый, до чёрного, маслянистый. Чётко просматривается граница.

– Людей видите?

– Пока нет, рано ещё, – сказал Печорин, скользя взглядом по стремительно улетающим под кабину клиньям галечных кос, тальниковым кустам, косогорам, по затянутым жирной зеленью прибрежным болотам. – Но картина сверху мрачная, – не выдержал он своего сухого, деловитого тона. – Будто нефть под водой горит, полыхает – клубами идёт, клубами!

Второй пилот молча, чтобы не мешать радиоразговору, ткнул рукой вниз. Печорин склонил голову, вгляделся. На белую от ила галечную отмель стремительно вынеслось из водяной мути что-то живое, веретенообразное – сверкающее. И теперь лежало обречённо на боку, вздыбливая хвостом мелководье.

– Рыба выбрасывается на берег! – вырвалось у Печорина, когда он сообразил наконец, в чём дело. – Не думал, что в нашей Реке ещё осталась такая! Что же это... А?

– Добро, командир. – Голос Каржавина помрачнел. – Нельзя ли улучшить связь, куда-то пропадаешь.

– Низко идём. Из гор выйдем – улучшится.
Река снова повернула, тени гор погасили блеск воды, стушевав краски, но лётчики теперь шли уверенно. Змеиная густо-серая лента, постепенно размываясь на перекатах, всё шире захлестывала коренное русло.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.