Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Возрождение. Творческие отряды

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

1 . Человек творящий

Творчество, творческая способность, - Божественный дар в человеке.
Выше этого дара может быть только сама жизнь. Кто-то скажет: преувеличение. Нет. Более того, творчество - это и есть сама жизнь. Человек творящий - человек живущий. Нетворческий человек мёртв. Говоря о творчестве, мы не имеем в виду лишь художественное творчество. Но и научно-техническое. И любое практическое творчество в быту. Любое творческое отношение к делу. Мы говорим о творчестве как о жизненном принципе. Как о способе жить.

Для полного завершения нашего представления о творчестве следует сказать, что творчество, как жизненная категория, всегда созидательно. Всегда положительно направленно. Всегда имеет абсолютно высокую цель. Творчество, в том смысле как мы его понимаем, не может быть разрушительным. Разрушение иссушает творческие силы. И тогда эти способности отнимаются. Разрушительная страсть является свидетельницей духовной болезни человека.

И здесь в разговоре о творчестве на первый план выходит разговор о мировоззрении.

 

2 . Мировоззрение художника

Мировоззрение - краеугольный камень творчества.

Если говорить о формуле художника, то ее можно выразить тремя словами: талант - мировоззрение - воля, где мировоззрение - главная опора этих составляющих. Ведь при неправильном мировоззрении и талант можно загубить, и волю не туда направить.

А это так легко сделать. И это так трудно потом выправлять.

Ну скажите, кто в детстве и юности не мечтал быть героем? Например, Робин Гудом, Дон-Кихотом, Шерлоком Холмсом. И кто мечтал быть, пусть и в игре, Бармалеем, фашистом или просто ненашим?!

Только по жребию.
Только по неволе.
Только по принуждению категоричных правил.
Детское сердце знает и любит свет. И стремится жить, играть и творить в добре, любви, радости.

Мировоззрение и есть видение света и утверждение его на Земле.
 

3 . Нелирическое отступление

Для чего я пишу об этом? Кому говорю? Детям? Им это и без слов понятно и ясно. Я говорю, напоминаю об этом нам, взрослым.

Мы не должны забывать своих чистых, бескомпромиссных детских стремлений. Мы должны всегда помнить, чего нам не хватало для осуществления их. Мы должны помнить об этом, чтобы конкретно и продуктивно помогать детям в укреплении и осуществлении их мечтаний.

А если мы уже всего этого не помним и не работаем на чистое, детское, жизненно необходимое (пусть хотя бы в игре) осуществление счастья, то мы уже не просто по принуждению играем в злых, а на самом деле становимся бармалеями, фашистами и ненашими.

Страшно становится порой - откуда столько ненаших? Что, мы их в детстве не разглядели? Или они уже как-то потом стали ненашими.
Одним словом, не декларировать помощь детям, а помогать. Выстраивать их светлый мир и встраивать в свой положительно строящийся взрослый.
А иначе что? Сиротство при живых родителях. Бездомность при наличии семьи и дома. Бездуховность и смерть. Чем мы можем по большому счету помочь детям, а значит и себе?

Материально обеспеченные детские дома - не выход.Однообразные, почти в каждом дворе детские площадки - не забота о детях. Брошенность на воспитание улицы (и телевизора с компьютером) подрастающего поколения - наша непростительная вина. Потому нашими детьми занимаются все кому не лень, в основном люди из-за рубежа, только не мы, родные родители. Потому наши дети в массе своей уже не наши. Потому они сбиваются, как нам кажется, стихийно, в страшные неформальные общества, уходят в секты. Потеряны традиционные корни, вяло рефлексирует творческая активность, замененная на потребительство дешевой продукции, полная пассивность к защите своих правил, своего житейского уклада, родного дома, отечества.

Вспомните, мои дорогие сверстники, уважаемые взрослые, такими ли мы были в детстве? И если у нас отбирают наше будущее, почему бы нам всерьез не защитить его? Как? Давайте думать вместе.
 

4 . Игра - осуществление мечты

Дети любят играть. Впрочем, как и люди любого возраста. Игра, по большому счету, есть процесс осуществления мечты. О чем мы с вами мечтаем? О чем мечтают наши дети?

С нами понятно: мы мечтаем жить в хорошем (которое надо построить) обществе, жить желательно со всеми в мире и жить творчески интересно.

Вот об этом, смею напомнить, мечтают и наши дети.

И в это пока играют.

Этим хотят жить.

 

5 . Творческий коллектив - стимулятор творчества

Играть одному с самим собой - сложно.

Играть с партнером интереснее всего, хотя и это уже на сегодняшний день понемногу отходит в область преданий при развитых современных компьютерных программах, виртуальных, иллюзорных партнерах.

Но все-таки дети и взрослые еще играют в реальные живые игры с реальными живыми партнерами, сотрудниками. Любят объединяться в творческие коллективы. Кратковременные - разовые на одну игру; долговременные - организации, движения; постоянные - кланы, клубы, партии со своими четкими, строгими правилами и задачами.

Человечество знает множество форм детско-юношеских и взрослых организаций: творческих, политических, военизированных. Это и различные клубы по интересам, кружки научно-технического и художественного творчества и организации соколов, скаутов, пионеров, спортивные и военизированные отряды, игры, движения. Всевозможные, возникающие особенно в кризисные фазы, общества, неформальные в том числе и религиозные организации.

ХХ век, наверное, самый организационный в этом смысле век. Действительно, творческое объединение людей весьма активно стимулирует развитие способностей. Творческий коллектив - это во много раз увеличенная чистая энергия, которую как духовного воздуха жаждет человек. Организация настоящих творческих коллективов и продуктивного творческого процесса в них - актуальнейшая, жизненно важная задача всех времен и народов.

И следует заметить, что такие коллективы, организации, движения возникают не только благодаря заботам общества и государства, но порою «параллельно» этим заботам и зачастую вопреки им. Главное, чем отличается настоящий творческий коллектив от нетворческих, пусть и материально обеспеченных и заорганизованных, - это наличием живой, бескорыстной творческой энергии.

Вот пример. Далеко ходить не надо.

В шестидесятых годах двадцатого века в нашей области, в городе Новокузнецке, несмотря на официальные комсомольскую и пионерскую организации, на широчайший размах самодеятельного (кружковского) художественного и технического творчества, появляется творческое объединение молодежи (ТОМ), которое сразу задает тон всей жизни города. Кемерово подхватывает инициативу.

Семидесятые годы. Город Мариинск. Возникают комсомольские агитационно-художественные отряды (КАХО).
В 80 -е годы (в Мариинске и Кемерове) разрабатывается идея творческих отрядов молодежи (ТОМов). Готовится документация к их практическому внедрению. И все это с одной целью: жить интересной, творчески активной, полезной жизнью. Это и есть настоящий творческий коллектив. В них, этих коллективах, человек формируется как творчески раскрывающаяся, духовно утверждающаяся, социально осуществляющаяся личность.Целью такого коллектива и является воспитание личности. Задачей - раскрытие творческих способностей человека. Формой - игра. Играющий, духовно реализующийся, практически осуществляющийся в реальных делах человек - главное достояние общества.

Чтобы воспитывать таких людей, нужны определенные условия. Внутренние - стремление человека к духовному росту через раскрытие своих творческих способностей. Внешние - организация среды, окружающих человека условий, в том числе и создание творческих коллективов, помогающих раскрывать и развивать эти самые творческие способности.

И следует особенно помнить, что воспитание творческой личности невозможно без талантливых руководителей. И не только руководства творческого (художественного, научного, спортивного и т.п.), но и духовного наставничества, то есть священников, окормляющих эти коллективы.

В политических организациях типа пионерии, комсомола руководители в основном выполняли роль комиссаров, то есть являлись проводниками вышестоящей идеи. Мы же говорим о руководстве не просто идейно-политическом с его земными целями и ценностями, а о руководстве духовном, знающем цели абсолютные и вместе с тем не менее конкретные, опирающиеся на традиционный святоотеческий опыт нашей страны, государства.

Решить эти вопросы, на наш взгляд, можно.

 

6 . Творческие отряды молодежи

Что это такое? Это общественное творческое отрядное молодежное движение.

Актуальность в едином молодежном движении на сегодняшний день чрезвычайно велика. И не упустить момента (если он уже не упущен) - весьма важно. Молодежь хочет играть, творить, организовываться, хочет активно участвовать в жизни, созидать.

Творческие отряды молодежи (ТОМы) и явятся тем способом (формой) организации внутренних и внешних условий для воспитания творчески активной, высоко духовно устремленной, практически реализующейся личности.

Творческое начало в движении - понятно. Молодежное - тоже, ибо молодежь - наиболее активная часть человечества, ищущая применения своим творческим силам. Но почему - отряды? Что за воинская терминология? Именно так. Воинская. Молодежь любит «играть в войну». Не для того, чтобы ее начинать и раздувать, а для того, чтобы в ней (уже развязанной и длящейся всю историю человечества практически безостановочно) побеждать.

Молодежь хочет быть воинами.
Воинами света.
Воинами добра.
Воинами любви.

И если она этого не хочет, то это уже не молодежь, и это уже - конец света. Начало конца. Но в любом случае дело воина - стоять до конца. Поэтому «отряд» - это конкретное, мобильное, динамическое понятие, активизирующее человека на жизненно важную цель. Кроме того, отряды предполагают строгую дисциплину (что так любят молодые), четкую иерархию, свою отличительную форму.

Отряд - это боевая творческая единица организации.

Для организации этого отрядного движения (что сильно облегчает дело) не нужно создание каких-либо особых коллективов. Дело в объединении и реорганизации в единое движение уже повсеместно существующих творческих объединений. В том числе и коллективов возродившихся ныне воскресных школ.

Принципом возникновения и объединения в творческие отряды является, как мы уже отмечали, духовная потребность в творческой реализации способностей, заложенных в человеке. Никакие другие (политические, религиозные, общественные, государственные) мотивы не лежат в основании творческих отрядов, хотя и являются производными из их деятельности. Служение традиционным, религиозным, политическим, государственным и общественным целям является естественным результатом творческой деятельности отрядов, но не их единственным импульсом к возникновению, как например упоминаемые уже пионерские отряды.

Итак, если принципом возникновения каждого отдельного отряда является принцип творческого объединения по интересам, то принципом межотрядного объединения, на наш взгляд, является принцип творческого соединения, праздничного слияния отрядных интересов в единой, общеотрядной работе. Такой работой может (и хорошо, если будет) общая работа в форме концерта, представления, спектакля, посвященная общеотрядным идеалам на конкретной местной тематике, показанная на ежегодном Празднике творчества, которые в свою очередь проводятся как творческий отчет отрядов о проделанной работе. Слет отрядов на Праздники творчества готовится и проводится по заранее разработанной игровой методике, в ритуально-обрядовой (что важно) действенной форме. Праздники творчества - это кульминация и результат трудовой, будничной, творческой деятельности отрядов.

Для проверки данной идеи необходимо создать модель организации, скажем, из 10 - 12 отрядов и практически (в течение года) проверить ее в действии.

На базе уже существующих или новых, сформированных на конкурсной основе, творческих коллективов создаются:
1. Литературный отряд.
2. Историко-краеведческий отряд.
3. Кино-фотоотряд.
4. Театральный отряд.
5. Отряд художников.
6. Музыкальный отряд.
7. Танцевально-хореографический отряд.
8. Отряд технического творчества.
9. Военно-спортивный отряд.
10. Строительный отряд.
11. Отряд компьютерного программирования.
12. Санитарно-экологический отряд.

Индивидуально-творческие программы отрядов, как и в целом программа ТОМов, вытекающие из общих (стратегических) и конкретных (тактических) целей воспитания творческой личности, - дело особой важности. Главное здесь, чтобы высота декларируемой цели подтверждалась и постоянно поддерживалась свободно-творческим игровым интересом на всем пути движения к цели.

И еще важно, чтобы творческая деятельность отрядов не замыкалась в самих себе, а имела выход на конкретное живое участие в общественной жизни, народном хозяйстве, государственном строительстве. Следовательно, необходимо разрабатывать систему долгосрочных и краткосрочных договоров (заказов) общественных, государственных и частных организаций с творческими отрядами молодежи. Просто декларируемое трудовое воспитание молодежи без конкретного (не игрушечного) участия молодежи в делах взрослых - пустое дело, забава, не приносящая плода.

Структура отрядов на сегодняшний день предположительно такова.

В каждом отряде свой (из числа участников отряда) командир отряда. Свой художественный, научный или спортивный руководитель. Свой (на все отряды) духовный руководитель - священник, из числа молодых творчески активных православных пастырей.

Спросят, почему именно православных?

Потому что русская нация, русский народ (нравится это кому-либо или нет) является в России державообразующей нацией, государство - скрепляющим народом. И его религиозное мировоззрение есть духовная сцепа, сохраняющая народ и, более того, позволяющая всем другим народам с их религиозными мировоззрениями мирно и продуктивно сосуществовать в течение многих веков на огромных пространствах России.

А что конкретно до творческих отрядов молодежи, то никому, естественно, принявших эту творческую организацию в местах компактного расселения других народов, не запрещается, а наоборот, всячески поощряется инициатива привлечения в качестве духовного руководства отрядов священнослужителей своих религиозных конфессий.

Творческие отряды молодежи не должны (и в идеале не могут) стать местом религиозных разногласий. Это не их цель, не их задача, не их форма существования.

Потому в добрый путь, отряды, на всем духовном и физическом пространстве нашей любимой Родины. Да будет созидательное творчество ваше еще одним гарантом мира и взаимопонимания человека человеком поверх всех наших различий. Да будем играть, трудиться и жить во славу Божию, на радость людям.

 

7 . Возрождение. Ждем откликов

Я назвал статью «Возрождение. Творческие отряды молодежи». Творческие отряды - понятно. А возрождение чего? Конечно, Духа. Творческого Духа Святого в человеке. Ведь главное не просто форма организации, а ее Дух Творящий. Его возрождение.

Думаю, что такое общее название можно дать и ТОМам: Возрождение. Хорошее название, хотя это слово столько уже звучало, да не возрождало.

Значит, не просто в звучании дело. А каждый отдельный отряд может (и на мой взгляд должен еще и как-то особо, исходя из своей специфики) называться. И девиз иметь, и свою внутреннюю эмблему, развивающую общий девиз ТОМов и общую эмблему движения.

И еще о многом думается в этом плане. И в первую очередь, что нам надо обсудить эту идею. И данный журнал может стать прекрасным местом её обсуждения. По итогам публикаций и откликов (если они будут) в редакции можно провести конференцию.

Кемерово, июнь 2005

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.