Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Сергей Филатов. По разные стороны Урала. Крымские заметки на полях размышлений о жизни

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Жизнь штука непредсказуемая, скажем, мог ли я предположить ещё полгода назад, что судьба вновь занесёт меня на этот удивительный черноморский полуостров, занесёт, как говаривал французский классик «десять лет спустя»…
Многое изменилось. Начиная с подданства крымчан и заканчивая тем, что сегодня постройка специального моста через Керченский пролив для сообщения с «большой» Россией – уже реальность. Хотя тогда, в моё прошлое посещение, десять лет назад – кто мог об этом подумать?..
Сегодня крымчане сделали свой выбор, и это их выбор, который я уважаю – в отличие от Западной Европы и США – и который жители Крыма, к их чести, сумели отстоять в жесточайшей схватке, правда, как выяснилось позже, после просмотра документального фильма Андрея Кондрашова «Крым. Путь на Родину», не без поддержки России. Впрочем, это только усугубляло мой интерес: скажем, а как сами крымчане относятся к своему возвращению…

3 мая 2015 года. Первое касание земли, Боинг несколько раз слегка подпрыгнул на взлётке, моё бренное тело резко прижало к спинке кресла, самолёт начал быстро снижать скорость… и традиционные аплодисменты экипажу. «Наш авиалайнер совершил посадку в аэропорту Симферополь. Температура за бортом… – Бодро зазвучал в динамиках голос командира воздушного лайнера. – Просьба не отстегивать ремни безопасности и не вставать со своих мест до полной остановки самолёта…».
Крым… Спустя десять лет. Каким он стал?

На выходе из терминала еле отбился от симферопольских таксистов, предлагающих быстро довезти в любой конец полуострова, – картина привычная для всех аэропортов и вокзалов.
Позвонил Косте. Это мой друг, сокурсник по пресловутому «литу» – литературному институту имени Горького. Собственно к нему я и прилетел в Крым, теперь уже в российский… Да и сам Костя раньше жил в Харькове, а в Крым мы с ним выезжали в один из моих гостевых «визитов». Теперь, как он сам напишет о себе в краткой автобиографической справке: «Константин Кеворкян – профессиональный журналист, 23 года вел старейшую программу украинского независимого телевидения «Первая Столица», посвященную истории и культуре Харькова. Более 20 лет является депутатом Харьковского городского совета. Высказывал резкое и публичное несогласие с государственным переворотом в Украине, был исключен из Национального Союза Журналистов Украины. Под угрозой ареста был вынужден эмигрировать на территорию России». Всё так, даже грустнее, чем представлялось мне из своей родной Сибири.
От себя добавлю, что ещё в бытность нашу в литинституте я помню, что и тогда Костя один из немногих журналистов оппонирующих Верховной Раде по вопросам защиты русских в Украине. Правда тогда противоречия эти не были столь кардинальны, русофобская компания тогда ещё только-только «застенчиво» начиналась.
Услышанное сейчас от Кости по телефону тоже не очень обрадовало меня, оказывается, он ехал меня встречать и проколол колесо, теперь пытается заменить его, находясь в данный момент примерно в 40 километрах от аэропорта. Но он предусмотрительно позвонил уже своему знакомому таксисту Симону, который заберёт меня и отвезёт в Партенит.
Партенит – это такой посёлок городского типа на южном побережье полуострова недалеко от Алушты. А посему, получил СМС-ку с номером сотового Симона, принялся ему дозваниваться.

«Нашлись» мы с Симоном достаточно быстро, узнали друг друга сразу, сели и поехали. Он оказался достаточно гостеприимным и разговорчивым, этакий весьма распространенный тип «таксиста-экскурсовода». Впрочем, сначала он «пробил» меня на патриотичность, первый же вопрос, который он задал, прозвучал вежливо-сдержано:
– Как там, в Сибири относятся к присоединению Крыма?
Я понял, что дальнейшая беседа, а ехать предстояло чуть более часа, целиком зависит от того, что я отвечу ему сейчас. Пришлось заверить Симона, что большинство сибиряков не столь сильно «торчат» от устриц как Ксения Сопчак, и потому не сетуют на крымчан, за то, что ныне россиянам нашими западными «партнёрами» в поставке устриц отказано было. Симон, по вполне понятным причинам очень обрадовался этому, и за наше с ним совместное путешествие успел поведать многое. Оказывается он не коренной крымчанин, сюда перебрался из Нагорного Карабаха, где начались известные события. Там он потерял тогда в сущности всё, и дом, и родину… И вот теперь, он очень рад, что Крым вернулся в Россию:
– Есть надежда, что жизнь обретёт наконец-то какую-то стабильность. Представляете, что здесь было бы, если бы сюда бандеровцы дошли, думаю ещё хуже, чем в Донецке…
Я слушал его и пытался представить. А он уже плавно перешёл на другую тему, начал рассказывать мне о тех местах, которые мы с ним проезжали. А места, действительно интересные:
– Смотрите, вон, правее – это гора Демирджи, что с крымскотатарского переводится – «кузнец». На её склоне находится Долина приведений. Там происходят всякие необъяснимые вещи, люди часто видят призраков, летающие тарелки, а недавно исчез участник соревнований по спортивному ориентированию, буквально за 50 метров до финиша…
Позже я прочитал в путеводителе, что в средние века греки называли эту гору Фуна – «дымящаяся». Это название осталось за крепостью, расположенной у подножия горы. А более позднее татарское название горы на русском языке исторически писалось Демирджи, однако во второй половине XX века широко распространился искажённый вариант Демерджи. Сейчас в путеводителях наблюдается тенденция возвращения к истокам, то есть к первоначальному названию.
Гора эта в отличие от других крымских горных массивов имеет интересную структуру, она сложена не только из известняка, в ней имеются многочисленные вкрапления-валуны из твердых пород, которые схвачены известняковым «цементом». Под влиянием влаги и выветривания известняк разрушается, оставляя причудливые валуновые «скульптуры»: «пальцы» – колонны, «грибы» – колонны с «крышками» и многое иное самых причудливых форм. Самая большая из этих колонн пятиметровой ширины достигает в высоту почти 25 метров. Более всего таких колонн находится в Долине привидений. Когда по Демирджи ползут облака, то иногда открываются загадочные силуэты, которые исчезают буквально через мгновения. Наверное, отсюда и берут начало все легенды горы Демирджи.
– А вон, видите – эта скала называется Голова Екатерины…
Скала и действительно очень похожа на бюст, хотя не уверен, что именно на бюст российской императрицы…

С Симоном прощаемся у подъезда Костиной тринадцатиэтажки. Здесь меня ждет Костин друг Игорь Байша, как он представляется сам:
– Пока я за Костю. Он звонил, колесо уже переставил, будет примерно через полчаса.
Действительно, вскоре приезжает Костя. За эти десять лет, которые мы не виделись, он внешне не очень изменился, те же длинные вьющиеся волосы, тот же греко-армянский профиль… Постарел? Наверное. Впрочем, я тоже моложе не стал…
Традиционно: объятия, возлияния, воспоминания… И конечно сходили к морю, даже окунулись. Море пока холодное, но теплее, чем Бия летом…

4 мая. Ещё накануне отъезда списался с Сергеем Чепровым, бывшим бийчанином, который уехал на ПМЖ в Темрюк. Он очень обрадовался, узнав, что я буду в Крыму, сказал, что обязательно приедет 5 числа на мою творческую встречу в Республиканской детской библиотеке имени Орлова в Симферополе. Встреча эта тоже была оговорена заранее с Союзом писателей Крыма, собственно она и стала одной из решающих причин сроков поездки.

Когда на местном рынке приобрел крымскую сим-карту, в роуминге звонить домой дорого, а с местной – терпимо, продавец в киоске долго и тщательно рассматривал мой паспорт.
– Что-то не так? – Спросил я в шутку.
– Да нет, просто родители у меня родом из Бийска, а сам – я из Новосибирска…
– Понятно. Значит земляки.
Да, мир, воистину тесен!..

Часов в пять позвонил Сергей, сказал, что уже подъезжает. Спустился к базарчику, нашел такси, поехал встречать Сергея. Водитель – один в один вариант с Симоном. Тот же первый вопрос – как отношусь к присоединению Крыма к России? – и та же восторженная радость от моего ответа, разница лишь в том, что на сей раз таксист коренной крымчанин, похоже из крымских татар.
Слушаю его монолог, киваю, думаю о встрече. Правильно, что поехал, всё-таки от поворота до города километра три, да и не был Чепров ни разу в Партените, может и заблудиться. Хотя, посёлок небольшой, всего-то по данным на 2014 год 6086 жителей. Но древний. Впервые название «Партенит» встречается в «Житии святого Иоанна Готского» (815–842 гг.): «Преподобный отец наш Иоанн… происходил из расположенной на той стороне земли Тавроскифов, подчиненной власти Готов, именно из торжища, называемого Партениты…». А само название происходит от греческого παρθένоς – девичий. Некоторые исследователи связывают сам этот факт с именем таврской богини Девы. Поговаривают, что в Партенитской долине или в её окрестностях, например, на Аю-Даге – знаменитой Медведь горе – мог находиться храм в её честь, хотя, далеко не факт – никаких следов таврского храма ни в Партените, ни в каком-либо другом месте полуострова пока не обнаружено. А вот статуя некой девы на въезде в посёлок есть, не очень приглядная, больше напоминающая мещанские фарфоровые статуэтки 30-х годов ХХ века, чем греческую богиню. Показываю её Сергею, вижу он тоже не испытал каких либо эстетических восторгов по поводу партенитской Девы…

5 мая. Пока ехали до Симферополя, Костя взял на себя роль экскурсовода, рассказывал Сергею о местных достопримечательностях…
Республиканскую детскую библиотеку имени Орлова в Симферополе нашли быстро, так что времени до встречи у нас оставалось с лихвой. Съездили на автовокзал, взяли Сергею обратный билет до Темрюка.
…Как позже напишет о самой встрече один из её организаторов – заместитель председателя СП Республики Крым Вячеслав Килеса:
«…состоялась встреча сотрудников библиотеки и членов Союза писателей Республики Крым с Сергеем Филатовым, заместителем главного редактора альманаха «Тобольск и вся Сибирь», членом СП России. Во встрече принимали участие проживающий ныне в Темрюке член СП России Сергей Чепров и депутат Харьковского городского совета Константин Кеворкян, переехавший на постоянное место жительства в Крым. Союз писателей Республики Крым представляли Валерий Басыров, Вячеслав Килеса, Лев Рябчиков, Аркадий Вакуленко, Ариолла Милодан…
Вначале Сергей Филатов рассказал о литературной ситуации на Алтае, в первую очередь об издательской деятельности, после чего состоялась презентация альманаха «Тобольск и вся Сибирь. Бийск»…
А потом началось чтение стихов: грустных, лирических, наполненных добротой и романтикой. Нужно отметить внимание, с которым слушали Сергея крымчане: впервые к ним в гости приехал такой интересный поэт из далёких краёв. Не менее интересными для крымчан оказались и стихи Сергея Чепрова…».
К написанному Вячеславом Владимировичем, добавлю, что приём со стороны хозяев был действительно тёплым и дружеским, и у нас даже завязались некие рабочие отношения на перспективу. Забавно было и прочитать о себе такую метафору – «интересный поэт из далёких краёв», я бы добавил даже «из глухой сибирской таёжной глубинки». Но это уже, как говорится, уже из разряда самоиронии…

Каюсь, перед поездкой, постарался как можно больше познакомится с информацией о литературных и окололитературных процессах в Крыму. В частности, попалась мне и статья писателя Владимира Сорокина в «Литературной газете» №№ 32-33 за 2014 год – «Как в Крыму создают «Пятую колонну», где упоминались и мои новые знакомые Валерий Басыров, Вячеслав Килеса и другие. Скажу честно, общаясь с ними и другими писателями, собравшимися в «орловке», ни о какой пятой колонне мне и мысли не пришло в голову. Нормальные люди, интересные писатели, которые, как прозвучало в разговоре, пытаются сегодня адаптироваться в новом для них российском правовом поле, в новой реальности, понять эту реальность, при этом, не изменять главного в себе – своих взглядов и убеждений, своей сложившейся системы ценностей. А иначе и быть не может, если иначе – то, какие бы они тогда были писатели…
А вот статья господина Сорокина показалась мне несколько скороспелой, при этом ангажированной, даже отчасти провокационной. Из разряда тех, что, вроде бы верна и правильна по своей идеологической, я бы сказал излишне «верноподданнической», сути, но… аргументов-то нет, голые тезисы. Нет, я с уважением отношусь к профессиям журналиста и писателя, но категорически не приемлю, когда человек ради некой сомнительной личностной выгоды – материальной ли, имиджевой, ещё какой… – говорит то, что «как бы правильно» и «вроде бы на слуху», чтобы опорочить кого-то или что-то, что ему мешает. Именно тогда он для меня из журналиста превращается в журналюгу, из писателя в писаку… Конечно, я не знал всех «крымских» тонкостей и подоплёк, только читать эту статью, мне было крайне не приято, словно в грязи испачкался, либо в дерьмо наступил… Грешным делом, мысль мелькнула, а не затевается ли вся эта катавасия ради очередного дележа какой-то очередной писательской недвижимости?.. Знаем. Проходили.

Уже позже, в Бийске прочитал статью Валерия Басырова «Я не знаю, кому и зачем это нужно» в газете «Литературный Крым» № 6 за 2015 год, и всё как-то на свои места встало. Процитирую некоторые фрагменты этой статьи:
«…Решили крымские писатели, считавшие, что их дело правое, объединиться в один большой Союз. Казалось, чего лучше и правильнее?! И в России об этом же постоянно говорят. Президент страны к этому призывает. Но одна из сторон заартачилась. Тогда первая 27 мая 2014 г. провела заседание рабочей группы с представителями разных писательских союзов… <…>
9 сентября 2014 г. были получены на руки Свидетельства о регистрации некоммерческой организации, о регистрации юридического лица и о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту её нахождения. <…>
Члены СПРК приступили к работе в правовом поле: создали свой сайт, перерегистрировали газету «Литературный Крым» и журнал «Крым» (на сегодняшний день вышло пять номеров газеты и один номер журнала), совместно с Министерствами культуры, образования, науки и молодёжи Республики Крым, библиотеками провели массу мероприятий...
Но произошло удивительное событие, которое озадачило многих: в СМИ появилось сообщение, что некие литераторы создали и зарегистрировал 2 февраля 2015 года Региональную общественную организацию «Союз писателей Республики Крым». Вначале подумалось, что журналисты что-то напутали и речь идёт об СПРК. Но нет. Появился новый Союз с тем же названием, что и у нас. <…>
Каким образом и для чего именно это название присвоил себе Союз русских, украинских и белорусских писателей (СРУБ), тот самый, который проигнорировал объединение, которое поначалу воодушевлённо поддержал в лице В. П. Терехова, а спустя почти год получил в Главном управлении Министерства юстиции Российской федерации по Республике Крым и Севастополю свидетельство именно с таким названием? <…>
Думается, всё ясно: свидетельство, выданное СРУБу, должно быть аннулировано. Но зная, что свои ошибки крымские чиновники признавать не любят, предполагаю, что дальнейший разговор с ними у нас будет происходить уже в суде.
В этой истории много вопросов, на которые трудно ответить. Зачем, например, председателю СРУБа В. П. Терехову понадобилось «работать» от нашего имени? Не было случая, чтобы, создавая свои произведения, он заимствовал чужой текст. А тут решил присвоить название целой органи¬зации… У кого на поводу пошёл Минюст Крыма? Странно…
Для чего в Крыму, пользуясь тем, что большин¬ство граждан ещё чувствуют себя неуверенно в правовом поле России, пытаются повернуть их на дорогу бесправия, лжи и обмана, по старинке, как это было в Украине? Вот уж поистине «я не знаю, зачем и кому это нужно…»

6 мая. Прямо с утра «развожу» Игоря Байшу на интервью, о котором мы с ним договариваемся уже третий день, с того времени как только я узнал, что он политолог и занимался проведением многих выборных кампаний в Сибири. Тем более, выясняю, что он собирается уезжать, заниматься обустройством своей дачи. Точнее обустройством прибежища, он ведь тоже из Харькова, и тоже вынужден обитать в Крыму по тем же причинам, что и Костя.
Основной вопрос к Игорю у меня «лобовой», впрочем, чтобы не нарушать жанра интервью просто приведу наш разговор полностью:
«– Игорь, многие люди в Сибири думают, Украина далеко, поэтому нас это не коснется. Так ли?..
– Конечно, Урал – некая разграничительная и объединяющая одновременно линия, и по разные ее стороны Россия воспринимается иначе. За Уралом Москва – это «где-то там далеко», на первом месте у сибиряков свои проблемы. С другой стороны, для сердца каждого русского человека Москва бесконечно дорога, но от этого ощущение «где-то там далеко» у зауральского жителя не исчезает.
Совсем иные настроения у людей в Брянске или в Белгороде. Мне запомнилось, как в прошлом году в совершенно мирном брянском селе, где отроду никогда не было никаких воинских подразделений, мне показали танковую часть, которая с недавнего времени была расположена неподалеку от данного села с конкретной целью – защищать его население «от возможной военной опасности». Поверьте, совершенно по-другому в Брянске воспринимается тот факт, что буквально через двадцать километров начинается территория, где убивают людей, где происходят события, которые, как казалось, могут происходить только в Сирии или Закавказье во время этнических конфликтов. Есть и такие села, где половина села – украинская, половина – русская. Когда на твоих глазах во второй половине села происходят вещи, которые не укладываются в твоем сознании, конечно, видишь все по-другому.
В 2013 году я проехал на поезде от Владивостока до Москвы, и неожиданно для себя понял, это четверть Земного шара. А заняло это путешествие всего-то около 5 суток. В сегодняшнем глобальном мире, вряд ли все, что происходит за 5 суток езды поездом, может тебя не касаться. Тем более, когда речь идет об одном народе. Последнее очевидно, нет принципиальной разницы между жителями того же Донецка или Брянска, Белгорода или Харькова. Один народ, один язык, одна история. И даже 25 лет «независимости» России и Украины друг от друга мало что изменили в реальной жизни людей.
Но готовы ли сегодня люди, проживающие восточнее Урала, к пониманию того, что война возникла не в Донецке, а в наших умах, в нас самих. И важно разобраться в причинах, почему она возникла. Если сегодня она возможна в Донецке, завтра она может возникнуть в любом другом уголке РФ. Не секрет, что этническая разница между жителями центральной и восточной Украины гораздо меньше, чем различия в культуре многочисленных этносов, проживающих на огромной территории Российской Федерации. И разжечь противоречия между ними может оказаться намного проще, чем на Украине.
– Все же о первопричинах…
– В случае украинского конфликта, одним из центральных противоречий, представляется роль во всех этих событиях власти. Не секрет, что украинская война возникла из-за – где-то искусственно-созданного и подогретого, а где-то и реального – недовольства людей украинской властью. Именно пророссийская власть в Украине была демонизирована, и произошло это не за один день, и не за один 2014 год. Этот процесс продолжался 25 лет на всей территории Украины. Переписывались учебники, переставлялись памятники, выбрасывались информационные провокации… – создавались целые пулы СМИ, которые день за днем промывали мозги населению. Говорят, если человеку сто раз сказать, что он свинья, он захрюкает. Так вот, Украина «захрюкала». Нет никакой стопроцентной гарантии, что при всей стабильности, которая сегодня присуща регионам РФ, завтра не «захрюкают» где-нибудь, не дай Бог, во Владивостоке или в Новосибирске…
– Я правильно понял, речь идет о зомбировании, когда людей намеренно приучают думать в двоичной системе «0» – «1», «да» – «нет». Так как работают ЭВМ, у которых вся информация кодируется из набора этих двух цифр. То есть, человеку оставляют небольшой выбор – нажать на курок или нет?
– Практически да. На Украине был реализован такой двоичный код применительно к изменениям в общественно-политическом пространстве. Человеку оставили ограниченный выбор – «за красных» или «за белых». Но не факт, что все беды нам нужно списывать только на американцев. Когда огульно говорят, что во всем виноваты они, это примитивно и даже, порой, вредно. Сваливая на кого-то вину, мы, как правило, автоматически списываем ее с себя, мол, наша хата с краю… Забывая, что есть такая древняя двоичная технология – «разделяй и властвуй», которая и сегодня, пусть в модернизированном, обновленном виде, используется мировыми властными элитами…
– Наверное, уместно будет сказать и о роли интеллигенции, как носителя идеологии...
– Если говорить о трагических украинских событиях, роль интеллигенции в них колоссальна. Но чтобы лучше понять это, зададимся вопросом, каково качество этой интеллигенции? Интеллигент – это не пожизненное звание, не титул, который передается по наследству, и, уж тем более, не свидетельство о наличии или об отсутствии высшего образования. С одной стороны, хочу сказать, что не нужно преувеличивать значимость интеллигенции для развития общества. Да, это важная часть общества, самая образованная, но в силу этого на ней лежит и повышенная ответственность, которую интеллигенция не всегда осознает. Не всегда её позиция, в том числе и в российской истории, соответствовала интересам народа и государства. Очень часто под «одеждой» преобразования к лучшему интеллигенция решала меркантильные, собственнические, клановые, цеховые задачи. И, как мне кажется, сегодня очень многие представители интеллигенции продолжают эту порочную практику.
Я бы разделил проблему взаимоотношений интеллигенции и власти на две части. Первая – когда недовольство властью вызвано у интеллигенции тем, что власть недостаточно уделяет ей внимания в материальном плане. Думаю, что в нынешней экономической ситуации интеллигенция должна больше полагаться и на свои силы тоже, а не уповать всё время на власть. Нужно понимать, что проблемы интеллигенции одни из множества проблем в стране. И при всей важности и необходимости идеологии нельзя отнять у людей пенсии и отдать их на развитие наук и искусств. Поскольку мы живем в условиях пресловутой рыночной экономики, интеллигенции нужно научиться продавать продукты своего труда. И второй аспект. Когда за счёт своей образованности, своей ведущей роли, творческая интеллигенция критикует власть бескорыстно. Возьмем Валентина Григорьевича Распутина или Василия Макаровича Шукшина, причина их недовольства была не в том, что им не выделили финансирования на сценарий, на фильм, на книгу. Эти люди, несомненно, были интеллигентами, и их голос был слышен: у власти просто не было другого варианта, как услышать и признать за ними это право. Но при этом ни Шукшин, ни Распутин не ставили свои интересы выше интересов общества, выше интересов простого человека…
– То есть, критика власти, нужна… имеет право быть?
– Очень важно различать неудовлетворение какими-то действиями власти и тем, что начинает приобретать суицидальный характер для общества. Мы можем быть недовольны начальником ЖЭКа, руководителем Законодательного собрания, Президентом… но, несомненно, это не должно вести к саморазрушению общественного устройства. То есть, недовольство не должно становиться поводом, чтобы спалить свой дом.
И эту грань в быту мы все хорошо чувствуем, можно конфликтовать с братом, скандалить с женой, быть недовольным детьми, но разумные люди никогда не переходят тех граней, которые могут разрушить семью. Те же отношения, как мне кажется, должны быть характерны и для взаимоотношения общества и власти. Конечно, нельзя призывать общество к тому, чтобы оно априори поддерживало любые действия власти, они могут быть ошибочны и, естественно, власть должна находиться под микроскопом общественного внимания. Но ни в коем случае эта критика и попытка изменения не должны приводить к саморазрушению, тем более что в Российской истории такие трагические примеры попыток построить лучшее будущее через саморазрушение имеются.
К сожалению, баланс разумного на Украине соблюден не был. Да и украинская интеллигенция смотрела на все происходящее, как на источник дохода. Она готова была критиковать власть за деньги, за гранты не имевших никакого отношения к украинскому народу структур и центров влияния. По большому счету, украинская интеллигенция предала свой народ. Ведь никто и никогда не оспаривал, что украинский народ имеет право и на свою самобытность, и на свою культуру. Но сегодня попытка натянуть на себя национальные одежды начинает приобретать человеконенавистнический характер. Даже смерть одного человека – а сегодня речь только по официальным данным идет о смерти более чем 6000 человек – вполне достаточная цифра, чтобы понять, это не тот путь, который приведет Украину к позитивным преобразованиям.
Возвращаясь к началу нашего разговора, коснутся или нет украинские события жителей Сибири и Дальнего Востока, отвечу – коснуться. И дело не в том, долетит или нет за Уральские горы снаряд из Донецка, гораздо важнее не допустить в наших головах развития разрушительных процессов, которые уже идут. Украинские события не часть Донецка или Луганска – они часть общего процесса, который сегодня начал затрагивать, к сожалению, русский мир, нашу память. К примеру, в Донецке в прошлом году шли ожесточенные бои за высоту Саур-Могила. Это господствующая высота, которую еще в годы Великой Отечественной войны освобождали от немцев наши отцы и деды. Для памяти это одна из таких же значимых точек отсчета как Сталинград или Курская дуга. А сегодня, накануне 70-летия нашей общей Великой Победы, над этим надругались. Считаю, это плевок в нашу общую – и для Бийска, и для Белгорода, и для Донецка – историю.
Чтобы подобного больше не могло произойти, всем надо четко понимать, живя в одной стране, на одной планете, мы, в хорошем смысле слова, «обречены» уметь договариваться друг с другом и совместно решать общие проблемы».
Такие вот разговоры с утра пораньше…

Костя ближе часам к одиннадцати собрался в Севастополь, ему нужно отвезти жену Ольгу на собеседование. Она, как и Костя, занята поиском работы в Крыму. Конечно видеоканал «Первая столица» в Харькове пока выходит в эфир, только вот дохода, по признанию ребят, он в настоящий момент не приносит:
– Скорее наоборот, приходится отсюда, из Крыма высылать в Харьков деньги на зарплату сотрудникам. – Объясняет Костя.
Я помню добротные, профессионально снятые программы, телеочерки и документальные фильмы об истории родного Харькова, которые снимал коллектив видеоканала «Первая столица» тогда, десять лет назад. Но сегодня положение у харьковского видеоканала, которым руководит из Крыма опальный журналист и депутат городской думы, достаточно шаткое…

Ребята подвезли меня до Ялты, прямо до дома-музея Чехова, а сами поехали дальше. Договорились, что обратно я вернусь самостоятельно.
…Сразу, буквально от калитки, когда зашел в дом-музей, вспомнились строки Юрия Казакова из рассказа «Проклятый Север»:
«…друг мой спросил:
– Слушай, а в доме Чехова ты был?
– Не был. А что? <…>
– Давай, старик, поедем! – предложил мой друг.– Я люблю Чехова, знаешь? Как-то я его нежно очень люблю».
И дальше, пока экскурсовод водила нас по небольшому уютному саду с экзотическими растениями, по чеховскому дому, у меня словно рефреном звучало где-то внутри казаковское:
«– Кувшины видал какие? – кивнул я на огромные глиняные круглые сосуды под водосточными трубами у флигеля. – Это при нем было?
– При нем, – сказал мой друг. Он все знал о Чехове.– Тогда водопровод плохо работал, дождевую собирали.
Мы помолчали. Как-то нам стало очень грустно в этом доме и жалко чего-то.
– А сад какой! – сказал мой друг. – Это он сажал, знаешь?».
– Вот бамбук, его тоже Антон Павлович сажал… а вон там в углу «горьковская скамейка», на ней Антон Павлович с Горьким посиживали и беседы вели… – Это уже наш экскурсовод загружает нас информацией. И снова казаковское изнутри:
«– …Равнодушная жена в Москве, а он здесь или в Ницце, пишет ей уничижительные письма, вымаливает свидания! А здесь вот, в этом самом доме печки отвратительные, температура в кабинете десять градусов, холод собачий, тоска... В Москву поехать нельзя, и в Крыму болеет Толстой. А на севере – Россия, снег, бабы, нищие, грязь и темнота и угарные избы. Ведь он все это знал, а у самого чахотка, кровь горлом, эх!».
Насколько я все-таки Казаков пронзителен и психологичен! Говоря его же словами, люблю я прозу Юрия Казакова, «как-то я её нежно очень люблю»! Кто ещё так тонко и эмоционально написал о Чехове и о «проклятом», столь любимом душой Севере…
В чеховском доме я пробыл достаточно долго. Еще и с музейными работницами успел поговорить. Узнал от них, что финансирование музея пока не отлажено, а дом ветшает, к тому же оползень на участке постепенно деформирует стены и фундамент. Невольно вспомнился Ассановский особняк в Бийске, где расположен ныне исторический отдел Бийского краеведческого музея. Те же слегка замазанные сверху краской и извёсткой стены, разрушающиеся внутри, скрипучие, требующие замены полы и ступени лестниц, перила… Словом проблемы те же, что и у всех музеев России.
Эх, нет же на наших чиновников от культуры купчихи Марии Андреевны Ассановой, которая могла запросто прийти в бывший свой дом, национализированный большевиками, зайти в кабинет первого секретаря партии, открыть дверь клюкой и резануть в глаза правду-матку: «Нехристи, да разве можно так по-свински в доме себя вести? Ремонту не делаете, курите везде!..».
Когда вышел из музея, время уже поджимало, поэтому спустился на набережную и сел в троллейбус в сторону автовокзала. Домой добрался минут за 25-30. Пока ждал Костю с Ольгой начал читать одну из книг, подаренных Вячеславом Килесой, и увлёкся. Вроде бы книга для детей, но вроде бы и не детская. Язык достаточно живой и образный, а местами очень самоиронично, с юмором. Зачитался. Даже не услышал когда ребята приехали…
 
7 мая. У Кости с Ольгой прямо с утра снова собеседование. На этот раз в Ялте. Я с ними, тем более и дело в Ялте есть, нужно решить денежные проблемы, возникшие так неожиданно. Меня неприятно удивило отсутствие в Партените филиалов Сбербанка России. Я ходил и от отчаяния не знал, куда засунуть свою сбербанковскую пластиковую карточку.
Впрочем, забегу немного вперёд, в Ялте банкоматов я тоже не обнаружил, более того в одном из коммерческих банков мне доходчиво объяснили, что это сегодня общекрымская проблема, и деньги со своей сбербанковской карты я здесь не сниму нигде. В крайнем случае, советовали доехать до Керчи, переплыть на пароме через пролив и там, где-нибудь на Кубани, решать эту проблему. Шутили, конечно, но мне от этой шутки смеяться почему-то не хотелось. Почему проблема возникла? Я спрашивал себя, возможно, это как-то связано с боязнью руководства банка попасть в «ихний» цивилизовано-европейский санкционный список?..

Вообще, одно из главных ощущений от Крыма – это некая организационная неразбериха и неопределённость момента. Та самая мутная вода, в которой, как гласит пословица, что-то плавает, а что-то ловится.
Скажем, в целом цены в магазинах – почти наши, что-то чуть дороже, что-то дешевле. Но сильно удивили крымские вина: 600-700 рублей за бутылку. Хотя здесь же, в этом же магазине, можно было взять рублей за 150-300 бутылку вполне приличного испанского или итальянского вина. Причём большинство бутылок ещё с украинскими акцизными марками, видимо из старых, оставшихся ещё запасов.
Много здесь машин с украинскими номерами. Причина тоже проста, многие недовольные событиями в Украине сейчас обосновываются в Крыму. А на российские номера пока не меняют, потому как – дороже и сам номер, и страховка. Опять же, слышал о таких случаях, когда при пересечении российско-украинской границы, если владелец сменил номер на российский, его машину просто помещали на штрафстоянку, как не значащуюся в украинской базе данных, а значит, находящуюся в угоне.
Путаница и неразбериха с получением РВП – разрешений на временное пребывание, разрешений на работу и, конечно с получением российского гражданства. Поскольку в основном находился в обществе «политэмигрантов» из Харькова, успел несколько погрузиться в эти проблемы. Не буду вдаваться в подробности, российскому читателю они вряд ли интересны, а тех, кого это касается, знают всё это уже наизусть.
Как всегда «в мутной воде» появляется много различных фирм и фирмочек, извлекающих из этого прибыль. Например, в одной из них сказали, что российский паспорт, соответственно российское гражданство, если у вас недвижимость в Крыму, помогут оформить через суд «всего» за $1100. Д-да… дорога нынче, Родина! Но видимо, всегда так: кому-то война, а кому-то – «награды»…

8 мая. У «нас» опять собеседование на сей раз в Севастополе.
Трасса вдоль моря, как и десять лет назад живописна, только успеваю читать промелькнувшие названия: Гурзуф, Никита, Ялта, Алупка, Симеиз, Форос, Балаклава… и смотрю, смотрю в окно на море словно зачарованный…
После собеседования через Инкерман проезжаем на правую сторону Севастопольской бухты, необходимо выбрать место, откуда завтра удобнее будет смотреть Парад Победы.
В районе Инкермана трасса лежит вдоль горы, где находится скальный монастырь Святого Климентия. К слову, в переводе с тюркского İnkerman – пещерная крепость. Отсюда, снаружи, он действительно похож на неприступный спрятанный в скале город. Костя рассказывает мне, что там внутри находятся несколько храмов, жилых и складских гротов, а вдоль проходов стоят старинные лавки из камня.
Как я потом прочитаю об Инкермане, согласно легенде, выстроен монастырь был воинами, изгнанными из Византии в VIII-IX столетиях. А назвали его во имя Святого Климентия (четвёртого папы Римской Империи, изгнанного в Крым в наказание за христианские настроения). По преданию, в монастырских гротах не было доступа к пресной воде, но Климентий силою веры своей вымолил из-под земли пресноводный источник. Поражённые его чудотворной силой, воины назвали монастырь его именем.
Здесь же, неподалёку находится карьер, где добывают инкерманский камень для строительства. Практически весь Севастополь выстроен из этого камня…

…Место на завтра выбрали удачное, отсюда хорошо просматривается вся бухта и строй кораблей, они, кстати, уже стоят на рейде, готовые к параду, да и расположено место это прямо рядом с паромной переправой. То есть, по окончании морского и воздушного парадов, мы сможем сесть на паром и переехать на левую сторону, чтобы там уже спокойно посмотреть парад наземный.
Не стану кривить душой, военный парад в Севастополе в честь 70-летия Победы – один из моих главных интересов посещения Крыма, не считая, конечно, встречи с другом. Тем более что у меня с собой было письмо с просьбой об аккредитации меня на этом событии как представителя журнала «Огни Кузбасса», в конце концов, не одного меня в Сибири интересуют нынешние крымские реалии.  Согласитесь, значительная дата, да ещё в момент возвращения полуострова на Родину!

9 мая. Самый пик эйфории патриотизма в крымчан, конечно, 9 мая на Параде в Севастополе. Туда мы выехали загодя, чтобы не застрять в пробках.
То, что я увидел на нашем месте поразило – берег, усеянный морем флагов, российских и андреевских… море разливное бескозыркок, пилоток, фуражек с российской символикой… надписи на майках и футболках – «Победа», «Я русский»… и лица, лица – лица Путина, радостные лица людей вокруг… и океан оранжево-черных георгиевских ленточек…
Посереди бухты по-военному строгий, внушительный строй кораблей, адмиральский катер с принимающими парад, и раскатистое «Зрав… жел… тов… адми-рал!», самолёты и вертолёты морской авиации, заходящие со стороны моря, разворачивающиеся и пролетающие ровным, чётким строем над бухтой – одиночные, тройки, пятёрки – и снова уходящие за горизонт над морем… Может быть, потому что я видел это впервые – впечатления остались незабываемые!..
После окончания парада, дождались, пока пошёл первый паром, на время парада его курсирование было приостановлено. В тот момент, когда огибали строй кораблей отряда Черноморского флота, прошли достаточно близко от них, вблизи – они ещё внушительнее, чувствуется их внутренняя мощь и сила.
…На набережной не протолкнуться, правильно, что мы решили смотреть морской парад с правого берега. Здесь же, на левобережной набережной расположен огромный сенсорный экран и по нему – трансляция парада в Москве.
Сам севастопольский пеший парад смотрели через головы, там только угадывались верхушки ракет комплекса «Бастион», радиолокационной техники, «Градов» и «Ураганов», а так же головы солдат, сидящих в боевых машинах… Байкеров из Ночных волков, которые отличились при отстаивании Крыма, мы только услышали по характерному треску мотоциклов и аплодисментам публики… Увидели верхние краешки транспарантов участников шествия Бессмертного полка…
А по окончанию парада, перед нами встала проблема, как выбираться. Не буду рассказывать всех наших злоключений в забитом до отказа троллейбусе, тем более что сравнительно небольшое расстояние мы преодолевали на этом троллейбусе… целых 3 часа! Понятно состояние людей, их раздражение, но даже толкаться в этом упрессованном людьми пространстве было невозможно, так плотно всё забито.
Запомнился один забавный эпизод, какая-то мамочка спросила сына лет пяти, как он себя чувствует, не задавили ли его? Мальчишка ответил ей чистым бодрым голосом, словно пародируя кого-то: «Пять минут. Полет нормальный!». И как-то сразу сошло раздражение с лиц пассажиров, появились улыбки.
Вот что значит, психология толпы, стоит только вовремя бросить искорку, лучше добрую, позитивную – не те провокационные, что бросали в феврале прошлого года на майдане – и общий настрой людей практически гарантирован…

Вечером, по горячим впечатлениям, отправил небольшую информацию в газету «Бийский рабочий»:
«Парад победителей: корреспондент «Бийского рабочего» побывал 9 мая в Севастополе.
В этот день, когда все наши соотечественники на всей территории России – от Белгорода до Камчатки праздновали 70-летие нашей общей Победы в Великой Отечественной войне, крымчане, в частности севастопольцы, наряду с этим салютовали еще и своей прошлогодней победе – возвращению на Родину.
Именно они, в конечном счете, отказались жить в чуждом им государстве по насаждаемым им законам и сделали свой добровольный выбор в пользу России.
Сам парад в Севастополе состоял из трех частей – морской, авиационной и сухопутной. Военно-морской парад начался в 9 утра. В Севастопольской бухте выстроились 11 боевых кораблей во главе с флагманом Черноморского флота ракетным крейсером «Москва». Парад с борта разъездного катера принимал командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко. В кильватерном строю стояли большие десантные корабли «Ямал» и «Николай Фильченков», ракетный корабль на воздушной подушке «Бора», сторожевой корабль «Сметливый», минный тральщик «Ковровец», противолодочный «Александровец», сторожевой корабль пограничной службы «Жемчуг» и другие.
В авиационном параде приняли участие 28 военных самолетов и вертолетов морской авиации Черноморского флота. Авиадивизии, которые базируются на аэродромах «Кача», «Бельбек» и «Гвардейское», показали свои возможности. В небе над Севастопольской бухтой пролетели новейшие истребители Су-30СМ, перехватчики Су-27, штурмовики Су-25, самолеты-амфибии Бе-12, корабельные вертолеты Ка-27 и другие.
В 10 утра началось прохождение войск Севастопольского гарнизона по улице Ленина и проспекту Нахимова. Командовал сухопутным парадом генерал-лейтенант Юрий Петров. Перед трибуной с ветеранами прошли военнослужащие в форме 1945 года и восемь парадных батальонов действующих частей и подразделений Черноморского флота, МЧС и МВД – всего 1400 человек. Следом по улицам двинулась боевая техника. В параде участвовали реактивные установки »Град-М», зенитно-ракетные комплексы «Оса», »Панцирь-С», »С-300», подвижные береговые ракетные комплексы «Бастион», БТРы, минометы, гаубицы. Волнующим финалом парада стало прохождение ветеранов войны и участников акции «Бессмертный полк».
Эмоции людей в этот день были открытыми и искренними. Как сказал командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко, люди показывали свое отношение к России, кричали: «Спасибо, Россия!» и «Благодарим вас, ветераны, за наше мирное небо!»
Вечером на площади Нахимова состоялся праздничный концерт, а в 20.00 над Севастопольской бухтой прогремел салют и фейерверк из 116 залпов.
По предварительным оценкам городских властей, Парад Победы в Севастополе посмотрело более 200 тысяч зрителей».
Буквально тут же «не отходя от кассы», информация обрасла знакомыми желчными комментариями бийских троллей с говорящими никами:
«гапон: за чей, простите, счёт? Налогоплательщиков? Завтра куда? На Гавайи репортаж писать, о революции?»,
«куратор: вот когда в БР будут размещать правдивую инфу – например, о том, как в прошлом году на Первомае сотенная колонна коммунистов и комсомольцев просто разметала жалкий десяток молодогвардейцев и единороссов…».
Вот такие мысли у людей…
Вообще, такое впечатление, что все эти злопыхающие карлики буквально не уходят с сайта, наверное, и спят там. И что именно сказать – для них не очень важно, был бы повод… Я ещё как-то могу, не понять, но объяснить троллинг, когда речь идёт о серьёзной идеологической или политической борьбе. Там пишут нанятые за деньги журналюги, из тех, что маму родную продадут, с определённой, выверенной  направленностью. Ну а этим-то, местным, бийским кто платит? Неужели движитель всего этого у них – одно уязвлённое самолюбие, мол, вы там пишите-пишите, а я-то всё равно круче вас… Круче-то – круче, только непонятно, кто – я? От себя-то написать слабо…  

10 мая. С утра Костя с Ольгой уехали по делам в Ялту. Я опять хозяйничаю один, теперь в Балаклаве. Сегодня обязательно нужно осмотреть поселок, спуститься вниз до набережной.

…Одна из главных достопримечательность Балаклавы генуэзская крепость Чембало находится на горе рядом с Балаклавской бухтой. Начало её строительства датируется 1357 годом. Есть версия, что Чембало была построена на месте более раннего византийского укрепления. Сама крепость интересна тем, что у неё только три оборонительных стены, с четвертой стороны, которая обращена к морю оборонительную стену заменяет неприступный вертикальный обрыв. Строили крепость из местного бутового камня – известняка, на известковом растворе.
Чембало обеспечивала безопасное ведение торговли и контролировала население близлежащих территорий, неоднократно она выдерживала ожесточенные сражения, и каждое из них оставляло свой след. Однако наибольшим разрушениям крепость подверглась в годы Великой Отечественной войны во время обороны в 1941 -1942 году. Сейчас крепость в руинах, но даже руины выглядит очень живописно и величественно. Высота наибольшей уцелевшей башни, которая называется Донжон или башня с «юбкой» – около 14 метров. Она словно вырастает из земли концентрическими рядами кладки, диаметр которых вначале сужается, а потом наклонные стены переходят в вертикальные. Как говорят специалисты, конструкция эта очень рациональная: нет мертвого пространства под стенами, и башня становится недоступной для стенобитных машин.
Не менее интересен и Военно-морской подземный музейный комплекс, вход в который находится по другую сторону бухты, так называемый «объект 825 ГТС». История этого подземного завода по ремонту дизельных субмарин начинается в 50-е годы ХХ века, в период «холодной войны», когда многие державы стали наращивать свой ядерный потенциал, те самые времена знаменитой хрущёвской «куськиной матери».
Все подземное сооружение построены в скальном массиве горы Таврос, объект имеет, как сообщают путеводители, «противоатомную устойчивостью первой категории», то есть способен выдержать ядерный удар, в три раза превосходящий силу бомбы, сброшенной на Хиросиму. Строительство велось с 1954 по 1963 год, в обстановке полной секретности. Весь комплекс включал в себя подземный водный канал шириной от 10 до 12 метров и глубиной 8 метров, сухие доки, цех для ремонта, склады боеприпасов. В среднем, ремонт одной подводной лодки занимал здесь до 3–4 недель, а одновременно в заводе могли находиться до 7 подводных лодок проектов А615, 613, 633, 633РВ или 9 малых лодок. Общая площадь помещения составляла более 5000 квадратных метров. Интересно, что в самом названии «объект 825 ГТС» аббревиатура ГТС обозначала «Городская Телефонная Станция», такая вот конспирация.
В 1994 году из доков завода ушла последняя подводная лодка и »объект 825 ГТС» прекратил ремонтную деятельность, а ближе к концу 90-х годов полностью утратил свое секретное военное назначение. В начале 2000-х годов было решено превратить часть заводской территории в музей. Этот комплекс – самый большой из рассекреченных объектов на территории бывшего СССР…
Я столь подробно остановился на достопримечательностях Балаклавы, наверное, потому что не попал ни в крепость, ни в музей. То есть, такие своеобразные несбывшиеся мечты. Пока шёл к набережной, поднялся сильный ветер и начался дождь, пришлось возвращаться. И саму крепость, точнее башню с «юбкой», и вход в подземный канал, я, конечно, видел несколько раз, но только издалека, когда мы с Костей проезжали по набережным Балаклавской бухты…

Вечером, Костя по интернету сбросил мне несколько ссылок, на некоторые интересные материалы, видимо заботиться, чтоб я не заскучал здесь один…

11 мая. Весь день – ветер, временами дождь. Практически никуда не выходил. Зато было время изучить Костины ссылки. Забавно-грустные материалы с элементами шизофрении о том, как в новой Украине создаётся новая государственная идеология, точнее, некий миф о великих украх. Главный идеолог всего этого историко-идеологического бреда – доктор политических наук, кандидат психологических наук, профессор, проректор университета «Украина» некто Валерий Бебик.
Вот некоторые моменты всей этой бебикологии. По Бебику, именно украинцы в виде неких теукров, упоминавшихся ещё Геродотом, породили Трою, которая породила Грецию и Рим. Не обошлось без украинцев и в Египте, фараоны Гиксосы это на самом деле гиг-саки, большие, или царские, скифы. А скифы – они и есть украинцы. И одновременно, они же арии, потому как сыновья бога Ра (укРАинцы)… Эллины – это люди луга, а, значит, тоже – украинцы, ведь в Греции сплошные горы, лугов нет, зато на Украине есть город Луганск. Таким образом скифы-арии-праукраинцы создали все древние цивилизации, и от них произошли все – само собой, кроме негров и семитов, которых только скифы и привели в человеческое состояние.
Рим назван Римом не от какого-то там Ромула а по кальке с украинского Рима, который находится на месте слияния двух рек – Ромен и Сула. Иными словами, это – Ромны Сумской области. Зевс – это украинский бог Иль, который потом стал Илией, Аллахом (Аль-Илах) и собственно Зевсом. Да что Зевс, и Иисус Христос, и Буда по Бебику, тоже были украинцами...
Сумел профессор отыскать украинские корни во Внутренней Монголии, по его «научным теориям» великий хан всех монголов Чингиз-хан был украинцем – великим укром!.. А как вывод из всего этого бреда – «...никакого монголо-татарского ига в Украине не было, а монголо-татарские ханы дружелюбно относились к украинцам, ибо помнили об общем родстве…». Следуя бебик-логике в 1242 году древний Киев сожгли дотла никакие не татары, а московские князья – «москали»...
И все эти «открытия» Бебика сегодня широко тиражируются в газете Верховной Рады «Голос Украины» или на Первом радиоканале Украины в программе «Из глубины тысячелетий». Более того Бебик номинирован на высшую награду Украины в области культуры и искусства – Шевченковскую премию!.. Ясно одно, если на тебя со всех сторон ежедневно льётся подобный бред – вспоминая разговор с Байшей – не захочешь да «хрюкнешь».
Ну и то, что особо «порадовало» меня, это очередной шедевр Бебика под названием «Русскую литературу создали украинцы, евреи и негр». Не удержусь, процитирую:
«В последнее время в нашем социуме активно обсуждаются проблемы русского языка и его мифического «ущемления» в Украине. Мое недавнее интервью на этом ресурсе с заголовком «В Украине должен быть один государственный язык» вызвало оживленную дискуссию в обществе. Мне стали задавать вопрос типа: «Скажите, профессор, Вы что – русофоб?» Отвечаю: нет, я украинофоб по отношению к русофобам и русофил по отношению к украинофилам. Я очень люблю русскую литературу, в большей мере, классическую поэзию. Однако вынужден заметить: русскую литературу создавали в своей основе не этнические русские авторы.
Возможно, в этом и состоит ее привлекательность. Украинцы в наибольшей мере могут гордиться своим интеллектуальным проектом «русская литература». Если посмотреть на произведения русских классиков, например, Толстого (отлученного, кстати, московской церковью), можно обнаружить целые абзацы, если не страницы, написанные на французском языке. Я сам себе задаю вопрос: «Почему же классик российской литературы не пишет полностью свои тексты на русском языке?» Логичным представляется и ответ: да потому, что Толстому просто не хватало языковых средств современного ему русского языка, чтобы полноценно отобразить всю палитру своих литературных образов и впечатлений. Те же проблемы были у Тургенева и других известнейших русских авторов. Хотя со временем, под влиянием, прежде всего украинского языка, русский язык стал богаче и интереснее. <…>
После присоединения Украины к Московии обучение в московских школах, церковные службы осуществляли в Москве украинские преподаватели и священники. Об этом прекрасно написал известный нам Огиенко. Политическую философию развивали мыслители-коллаборационисты С. Яворский и Ф. Прокопович. Как вы думаете, на каком языке писали и говорили в Москве интеллектуалы, призванные просвещать малограмотную московскую боярскую и купеческую элиту? – Правильно, на украинском. На древнем языке, впитавшем в себя колорит и языково-смысловое богатство скифо-трипольской цивилизации, которая обозначила свое существование еще в VI тыс. до нашей эры!
И хотя после известных событий с Мазепой русское самодержавие неоднократно запрещало украинский язык, он вошел в тело русского языка, чтобы впоследствии из него выйти и продолжить свой тысячелетний путь во Времени и Пространстве. Но перед тем он активно разложил российский имперский дух изнутри, показав его гнилое и продажное нутро. Один только Гоголь с его «Мертвыми душами» чего стоит. Недаром же его так ненавидел Белинский! Кроме Гоголя, среди украинцев мы можем назвать гениального А. Чехова, которые писал в своей автобиографии, что он родом из «живописного украинского города Таганрога». Если мало – добавим яркую и неповторимую Ахматову (Горенко), которая ужасно не любила слово «поэтесса» и требовала, чтобы ее именовали «поэтом». Все это люди, которые принадлежат к элите русской литературы. В этот же список мы можем дописать блистательных евреев и немцев Мандельштама, Пастернака, Булгакова, Блока и т.д. В целом же, мы имеем все основания утверждать, что русская литература создана преимущественно украинцами, евреями и, безусловно, одним этническим негром – Пушкиным…».
Вот так, ни больше – ни меньше!
Ситуация глупейшая. Спорить с этим бредом – глупо, потому как, опровергая глупость и бред опускаешься до уровня «базарной» склоки, пытаешься аргументировано доказать что-то противной стороне, получаешь в ответ сильно действующую в подобных случаях фразу: «Не оправдывайся!».
С другой стороны, не противодействуя этому, получаем ещё более «достойное» продолжение, ведь, и свастику согласно «бебик-истории» придумали тоже украинцы ещё в Мезинской культуре. И не случайно еще в 1939 году, согласно украинским СМИ Гитлер заявил: «Душа болить, коли бачимо страждання благородного украiнського народу i народiв Кавказу. Настав час для створення спiльноi украiнськоi держави!».
За всем этим вспоминается невольно фразы из характеристик нацистких преступников: «Истинный ариец. Характер спокойный, нордический…». Наверное, в личных делах всех этих турчиновых, яценюков, порошенок и прочих майданят уже написано: «Истинный великий укр…», ну и так далее…

12 мая. Ближе к обеду вернулись Костя с Ольгой. У Ольги опять собеседование в Севастополе…
После собеседования мы посетили Херсонес. Да и грех было не посетить, поскольку находились именно в этом районе Севастополя.
Конечно, новый Свято-Владимирский кафедральный собор и сами развалины города – одни из главных достопримечательностей города. Собор красив и величественен, а здешним руинам почти 2000 лет и их история – это часть общей истории Древней Греции, Древнего Рима и Византии. Тогда, давным-давно окрестности города населяли различные племена, как мирные, так и враждебные, а когда Херсонес стал христианской столицей полуострова, вокруг него возникает большое количество монастырей и скитов, в том числе и знаменитые пещерные города, подобные инкерманскому. В конце XIV века набег кочевников положил конец существованию Херсонеса и руины его скрыла земля.
Интересен и такой факт, Херсонес, он же Корсунь, тот самый греческий город, который киевский князь Владимир сначала осаждал, а потом там же и принял крещение, чтобы на царевне греческой Анне жениться. Как сказано о том в «Повести временных лет»: «Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата – за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака…».
По моему глубокому убеждению, большинство великих событий истории имеют под собой чаще всего какую-нибудь личностную подоплёку, либо это чувство, либо корысть, либо ещё что… Ведь и нынешняя украинская власть, которая творит все эти бесчинства по отношению к собственному народу не потому что они действительно за украинское государство радеют? Каждый из этих «укров» в нынешней украинской мутной воде старается свою золотую рыбку выловить…

…Вечером мы беседуем с Костей на веранде, за сигаретой и рюмкой водки. Веранда сделана во французском стиле, то есть, две стены – прозрачные, сквозь них видно всё, что происходит там, на улице, буквально в метре от тебя.
Беседа дружеская и достаточно откровенна. Речь вновь о происходящем в Украине последние полтора года. Костя называет всё своими именами и старается говорить точными, выверенными фразами. Получается своеобразное мини-интервью, на мой взгляд, достаточно интересное:
«– Костя, как и почему ты оказался в Крыму?
– В Крым я уехал в июне прошлого года по двум причинам. Первое – мне грозил арест, о чём я был предупреждён друзьями, второе – это болезнь, которая требовала серьёзного санаторного лечения. Понятно, если друзья говорят о том, что нужно уезжать, и это друзья из СБУ, и этого же требует моё физическое состояние, правильнее всего было бы этим воспользоваться. Что я и сделал. С тех пор нахожусь в Крыму, и думаю, моё отсутствие в Украине выгодно киевскому режиму.
А недавнее убийство Олеся Бузины – яркое подтверждение моей правоты, люди с другим восприятием нынешней украинской действительности украинскому режиму нынче не нужны вообще. Ведь известно, что любая диктатура стоит на отсутствии инакомыслия, либо на его лёгком декоративном присутствии в небольших допустимых пределах для создания видимости демократии…
– В чём лично ты не согласен с сегодняшним киевским режимом?
– Моё несогласие с сегодняшним положением дел состоит в том, что я принципиально не признаю государственный переворот, который произошел в феврале прошлого года в Украине, а соответственно и нынешнюю власть и её легитимность.
– То есть, их для тебя – нет?
– Лично для меня – их нет. Для меня есть самозванцы, которые взяли власть в свои руки насильственным путём и всячески укрепляют её по мере своих возможностей. Я бы сказал так, конечно, изнасиловать страну можно, но это не значит, что страна тебя полюбит.
– А почему такое стало возможно? Я имею ввиду, возможность так явно и нагло выдавать желаемое за действительное? Как это «прокатило»?
– Есть один момент, который мало известен российской прессе. Их правление было легитимизировано Верховной Радой, которая приняла решение после панического отступления президента Януковича, что к власти приходят новые люди. В их числе: исполняющий обязанности президента Турчинов, исполняющий обязанности… Яценюк и другие, которые легитимизировав свою власть Верховной Радой – был такой переходный период, довольно хитрый и лживый – начали воплощать вполне «людоедские» операции по укрощению Востока Украины.
Как раз здесь, в этом переходе и состоит главное противоречие в трактовке событий. Сторонники переворота говорят о том, что смена власти была легитимизирована представительным органом – вполне легитимной на то время Верховной Радой. Противники указывают на то, что депутаты принимали решения под дулами автоматов, под жесточайшим давлением толпы на майдане, и потому были абсолютно не вольны в своём «волеизъявлении». Не говоря уже о том, что некоторых просто насильно доставляли в зал Верховной Рады…
– И раде чего это всё?
– И Турчинов, и Яценюк, и Порошенко, и другие киевские «людоеды» обладают инструментарием, которым располагает любое государство для достижения своих целей. У них была задача взять власть, и они её взяли…
– Задача от кого?
– У нынешних киевских фигурантов, кроме некоей западной влияющей хватало и своей ненависти и алчности. Украинская политическая борьба существует давно, она напряженная, иступлённая, и борьба здесь идет на огромные десятки, и даже сотни миллионов любых известных денег.
В данном случае, на стороне одной из партий выступили Соединённые штаты Америки и Европа. Они поддержали переворот материально, морально и организационно. Они выиграли. Победитель не платит по счетам. Платят проигравшие. Так, состояние олигарха Ахметова уменьшилось в три раза, Фиртоша в два раза… Это значит, что они заплатили за победу своих оппонентов.
Что касательно самого переворота, его с большой натяжкой можно назвать осуществившимся. Избран некий президент, проведены какие-то перевыборы, произошла какая-то перезагрузка власти. Но всё это не стало легитимным как минимум в глазах 50% людей…
– Скажи, а люди нынешней украинской властной верхушки – люди вменяемые? То есть ведают, что творят?
– Дело в том, что любая политическая игра и подразумевает вменяемость игроков. Да и Турчинов, и Яценюк, и Порошенко вполне вменяемые политики. Другое дело, что действуют они сегодня по логике преступника, который понимает, что либо ему удастся довести до конца своё преступление, либо придётся отвечать за содеянное. Третьего не дано…»
Вот такие беседы за сигаретой и за рюмкой водки. Надеюсь, это не вальяжные рассуждения двух «умников» о чём-то стороннем, то есть, не нечто подобное троллингу на сайте «Бийского рабочего»… Скажу только, меня действительно искренне волнует судьба Украины, воспоминания десятилетней давности о которой у меня самые светлые, волнует судьба Кости и Ольги, и многих других моих украинских знакомых… Что касаемо Кости – это он внешне держится таким молодцом, представляю, что сейчас у него внутри твориться…

Пока мы беседовали, вдоль окон нашей французской веранды несколько раз провояжировал туда-сюда грязный, лохматый, но абсолютно-белошерстный кот. Интересно, один глаз у него был небесно-голубой, второй – темно-зелёный. Он даже подошёл к двери, попробовал её лапой по-хозяйски, совершенно не обращая внимания на нас – не иначе, бывал уже здесь – но дверь не поддалась. Тогда он разноглазо и зло зыркнул на нас сквозь стеклянную стенку и гордо удалился восвояси.
– Каков! – Заметил Костя. – Буду звать его Укроп.
– Почему, Укроп? – Поинтересовался я.
– Такой же злой и наглый…
Вообще-то я против всяческих ярлыков, тем более, вроде таких – «укроп», «колорад», «ватник» – но, в данном контексте, Костины эмоции вполне понятны для меня. Недавно в разговоре он заметил с досадой: «Для них мы почему-то – укропы. Не понятно мне такое отношение». Речь у нас, помнится, шла о крымских чиновниках, точнее, об их отношении к вынужденным переселенцам с Украины, особенно, когда дело касается вопросов их пребывания в России и… недвижимости. Как говаривал булгаковский Воланд, люди – тем более чиновники – ничуть не изменились, вот «квартирный вопрос только испортил их…».

13 мая. С утра у Кости возникло непреодолимое желание продолжить моё патриотическое воспитание. Поехали с ним на Сапун-гору, там – огромный Мемориальный комплекс и Диарама «Штурм Сапун-горы».
При освобождении Севастополя Сапун-гора являлась наиболее укрепленным местом во всей немецкой обороне. На ней были оборудованы десятки дотов, многоярусные траншеи и несметное количество артиллерийских и пулеметных точек. Несмотря на такую подавляющую огневую мощь и господствующую высоту это не остановило советские войска 51-й и Приморской армий, они овладели Сапун-горой 7 мая 1944 года.
Когда смотришь с высоты смотровой площадки на панораму вокруг горы, невольно поражаешься бесстрашию и подвигу тех, кто с автоматами и винтовками карабкался на штурм по этим крутым склонам навстречу шквальному огню. В память о героических подвигах командиров и солдат Советской Армии и был воздвигнут этот грандиозный мемориальный комплекс, состоящий из аллеи с часовней, Вечного Огня у мемориала «Героям битвы за Севастополь». На этом мемориале высечены имена 240 человек – Героев Советского Союза, получивших это звание за освобождение Севастополя. А Вечный Огонь здесь зажжен 9 мая 1970 года, от факела, доставленного с Малахова кургана. Здесь же, неподалеку на смотровой площадке выставлены образцы советской и немецкой военной техники времен Великой Отечественной войны и находится собственно сама Диарама.
Здание Диорамы подразделяется на несколько залов: экспозиция «Оборона Севастополя 1941-1942 годов», «Освобождение Крыма и Севастополя в апреле и мае 1944 года». В одном зале увидел статуэтку, которая судя по подписи стояла в рейхсканцелярии на столе у Гитлера. Сюда она попала, видимо, как трофей победителей, уже после войны, так же, как и замок от ворот рейхстага в нашем Бийском краеведческом музее. И, конечно, центром Диарамы является живописный шедевр «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» с объемно-предметным передним планом. Причем, многих героев композиции художники изобразили с конкретных портретов героев этого сражения. Когда экскурсовод, рассказав о создании этого шедевра, включает здесь световую иллюминацию и звуковое сопровождение боя, невольно внутри возникает ощущение, что ты находишься непосредственно здесь, точнее, там – в 1944-м…

14 мая. Побывали на мысе Фиолент, где некогда сам Александр Сергеевич Пушкин морем любовался, когда заночевал по пути в Гурзуф в Георгиевском монастыре. Недаром место это считается одним из самых живописных мест Крымского полуострова. Появился мыс, как написано в путеводителях, «в результате действия древнего вулкана 150 миллионов лет назад» и состоит в основном из вулканических пород. По обе стороны от него видны окаменевшие потоки лавы.
В разные времена он был известен под различными названиями. Самое древнее название мыса Партениум, связанное с древнегреческим мифом об Ифигении, которая была принесена сюда Артемидой, чтобы стать жрицей в храме Девы. Название мыс Святого Георгия тоже связано с преданием. Как-то давно у этого мыса потерпел крушение греческий корабль и тонущим морякам явился святой Георгий, в честь которого выжившие моряки основали на этих скалах в 891 году Свято-Георгиевский монастырь. Монастырю же мыс обязан ещё одним своим названием – Манастыр-Бурун, что с крымско-татарского дословно переводится «Монастырь-Мыс».
В 1807 году на русских картах впервые появилось название мыс Фиолент. По одной из версий, название Фиолент связано с греческим выражением Божья страна, по другой – из-за частых штормов в этом районе связано с итальянским violente – неистовый. Есть и турецкая версия от слова felenk, что означает скат для спуска судов на воду.
Первое упоминание о существовании на мысе Фиолент Георгиевского монастыря встречаем у польского писателя и дипломат Мартина Броневского в 1578 году. С самого момента основания обителью управляли епископы Херсонеса, а с 1304 года она перешла в собственность готфских святителей. С 1475 по 1794 года монастырь пребывал во владении Патриарха Константинопольского, а затем перешёл под крыло Святейшего Синода Русской православной церкви. 23 марта 1806 года в монастыре стали готовить капелланов для Черноморского флота. В 1891 году, в честь тысячелетия монастыря, на скале Святого Явления – той самой, где явился греческим мореплавателям святой Георгий, – был установлен огромный крест с изображением Георгия Победоносца, на кресте была обозначена дата 891-1891. К сожалению, до сегодняшних дней крест не сохранился. В 1924 году монастырь был закрыт, а в его строениях разместили воинскую часть Черноморского флота.
Возрождение монастыря началось в 90-х годах ХХ века. Была возвращена в монастырское владение часть былых его территорий, примыкающих к морю, где находится древний пещерный храм святого Георгия. В 1991 году на скале Святого Явления совместными усилиями Церкви и Черноморского флота водрузили новый семиметровый крест весом почти полторы тонны…

15 мая. Костю, как автора «Опасной книги», по которой был снят документальный фильм, пригласили вечером в мемориальный комплекс «35-я береговая батарея» на церемонию закрытия Х фестиваля документального кино «Победили вместе!» Фильм был показан на фестивале в числе прочих в одной номинаций. Пользуясь случаем, приведу цитату из Костиной «Опасной книги»: «Колоссальной бедой для всего мира обернулась прекрасная выучка и боевое искусство солдат третьего рейха. Но ещё страшнее была их искренняя убежденность в своей правоте, воспитанная нацистским режимом за такой невероятно короткий срок». А то, что сегодня мы видим в Украине, не повторение ли пройденного?..
В целом в рамках фестиваля прошли открытые показы фильмов, творческие встречи, экскурсии и круглые столы. На суд жюри и зрителей были представлено более сотни фильмов на военно-патриотические темы. Авторы, режиссеры, продюсеры, кинокритики… Из Армении, Беларуси, Казахстана, Азербайджана, России, Абхазии и других стран… А 15 мая состоялось торжественное награждение победителей, именно здесь, на территории мемориального комплекса «35-ая береговая батарея», которая в годы Великой Отечественной войны была буквально сравнена с землей, но героические защитники её держались до последнего…
Символично. Ведь, сегодня только мемориалы напоминают севастопольцам, да и не только им, о тех страшных днях, когда 90% знаменитого города-крепости лежало в руинах, а каждый квадратный метр земли был усеян сотнями осколков и буквально пропитан человеческой кровью.
Именно здесь на территории этого фортификационного сооружения главной базы Черноморского флота, завершилась драматическая эпопея обороны Севастополя. Чтобы было понятней, что это за сооружения, немного цифр: комплекс батареи состоял из двух бетонных блоков, соединенных потерной, в каждом блоке была установлена 305-мм двухорудийная башенная установка, толщина вертикальной брони башни составляла 305 миллиметров, а толщина верхней части – 203 миллиметра. Бетонные колодцы башен были облицованы броневой кирасой толщиной 305 миллиметров. Управление огнем осуществлялось из двух командных постов, удаленных соответственно на 450 и 200 м. от орудийных блоков. Жилые и санитарно-бытовые помещения батареи были рассчитаны на длительное пребывание 350 человек. Для приготовления пищи был оборудован камбуз с электрическими плитами и холодильной камерой. Для размещения личного состава батареи в мирное время, в 3,5 км от огневой позиции был построен жилой городок. За 7 месяцев обороны Севастополя батарея провела 59 стрельб по противнику, из них 43 – по площади и разным точкам. Всего израсходовано 458 выстрелов. 2 стрельбы проведены на дистанции 87 кабельтовых, остальные на дистанции более 130-144 кабельтовых.
…Ночью 1 июля 1942 года группа немецких автоматчиков прорвалась в район батареи между башенными блоками и правым командным пунктом. Командир батареи приказал личному составу командного пункта вывести из строя все оборудование и приборы управления стрельбой и отойти в массив батареи. 2 июля в 0 часов 35 минут с разрешения генерал-майора П.Г. Новикова личный состав батареи приготовленной взрывчаткой и глубинными бомбами взорвал погреба боезапаса и первую башню; после уничтожения аппаратуры связи, оборудования и приборов управления стрельбой в 2 часа 30 минут была взорвана вторая башня. Батарея прекратила свое существование…
…В результате строительного бума 2000-х над территорией батареи нависла угроза уничтожения. Расположенная в районе уникальной Голубой бухты она представляла из себя лакомый кусочек земли для строительства частных гостиниц и пансионатов. С целью сохранения памяти для потомков в июне 2007 года, группой севастопольцев было создано общественная организация «Учреждение объединения граждан «35 Береговая батарея», которому удалось выиграть конкурс и получить земельный участок под сооружение музейно-мемориального комплекса. Как здесь не вспомнить название фестиваля «Победили вместе!»…
…Поздравления, выступления, ролики с хроникой фестиваля, награждение… Домой вернулись поздно ночью, уже далеко за двенадцать...

16 мая. Видимо, чтобы хоть как-то демилитаризировать мои окончательные впечатления от Крыма, утром Костя сжалился и предложил мне съездит на экскурсию в уникальный природный заповедник в Алуште. Этакий горнолесной массив, на территории которого находится действующий мужской Косьмо-Дамиановский монастырь и уникальное форелевое хозяйство. Замечу, что до полной демилитаризации дело не дошло, ибо Костя всё-таки проговорился, что на протяжении всей Великой Отечественной, в этих лесах активно воевали крымские партизаны.
…Отдельного рассказа заслуживает наша поездка по этим узким горным серпантинам, когда с одной стороны лесистая гора уходит резко вверх, иногда чередуясь с отвесными скалами, а со второй – пропасть, свалишься туда, точно косточек не соберёшь. Видели сверху и Алуштинское водохранилище – огромный резервуар пресной воды, проблема снабжения пресной водой актуальна сегодня для Крыма. Сама же дорога по территории заповедника – чуть шире машины и извилиста, как змея, невольно постоянно в голове мелькает мысль, а вдруг из-за вон того поворота выскочит встречная, не разъехаться… Встречная всё-таки была, с Божией помощью как-то разминулись, я даже, честно говоря, не понял, как…
Сам Косьмо-Дамиановский монастырь расположен в ущелье. Основан он, как гласит житие святых, в 1856 году. А ещё раньше бессребреники и чудотворцы Косьма и Дамиан в III веке были сосланы римским императором в Крым. Их молитвами в этом ущелье из земли забили два источника с чистой ключевой водой. После возвращения в Рим братья приняли мученическую смерть, а вода в источниках с тех пор стала целебной.
Родники эти привлекали множество паломников, и вокруг них постепенно образовалась небольшая обитель. Позже в монастырь, расположенный в живописном ущелье, неоднократно наведывались для молебна многие российские императоры, часто бывал здесь и Николай II… А 1 мая 2003 года монастырь посетили тогдашний президент Украины Леонид Кучма и президент России Владимир Путин. Во время того посещения, Кучма выразил желание передать монастырю землю, а Путин – восстановить один из разрушенных храмов. Как нам с Костей рассказала одна из паломниц, визит этот помнят и сегодня, помнят и слова Путина и надеются… Оба родника на территории монастыря находятся в том же состоянии, что и много веков назад, правда один из них нынче укрывает часовня…
Здесь же в ущелье, ниже по течению небольшой горной речушки находится форелевое хозяйство. Журчащая река, свежий воздух, а за мостиком несколько прудов с плавающими рыбами. В каждом пруду форель определённого возраста: где-то совсем мальки, где-то молодняк побольше, а в самом крайнем мы увидели красивых, больших особей…
Конечно, я знал, что рыбалка в заповеднике запрещена, но как настоящий рыбак, спросил у работника форелевого хозяйства – ловятся ли такие в реке.
– Конечно. – Уверено ответил он. – В каждом омуте по нескольку штук сидит…
Может, соврал, конечно, как рыбак рыбаку. А может, и правда, стоят под каждым камнем такие вот огромные радужные рыбины и глядят на нас оттуда из глубины своими внимательными форельными глазами…

…Когда вечером все вместе – Костя, Ольга и я – пошли прощаться с морем, навстречу попалась молодая женщина с девочкой лет десяти. Женщина шла на костылях, а девочка всё обращалась к ней: «Мама, мама…». Значит – дочь.
Всё выспрашивала у матери:
– Мам, а когда папа звонить будет? А ты у него спросишь про…
– Вечером должен позвонить. Конечно, спрошу. Да ты и сама спросишь…
Как мне рассказали мои крымские друзья, две женщины с детьми, в том числе и эта, они из Донецка, живут в том же доме что и Костя с Ольгой, точнее, снимают там квартиру. А их мужья в Донецке, воюют в ополчении, защищают свою землю и своё право жить мирно на этой земле.
Таким вот в памяти отложился последний штрих уходящего Крыма, с которым уже скоро предстояло прощаться вновь…
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.