Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Борис Бурмистров. Корневая система

Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
I. Олигархи от культуры
 
К написанию этого текста меня подвигло прочтение и непонимание в корне материалов семинара, проводимого лектором министерства культуры в феврале у нас в Кемерово. Могло показаться, что это очередной сброс информации, как бы рекомендаций для работы в регионах. Почему-то в центре считают, что в провинции не понимают исторического поворота в культурной политике современного мира.
Всё меняем, всё изменяем. Правда, не указывается, в какую сторону. Давайте, нормальные люди, попытаемся понять что-нибудь из этих «директив». Начнём: «Мировые тенденции культурной политики», «Социодинамика культуры» (А. Моль). 
«Социодинамика подразумевает изменения, которые происходят в человеке под воздействием внешних и внутренних сил», – констатация и всё. А в какую сторону изменения, а из чего создаются, вернее, на какой основе возникают эти внутренние и внешние силы? Если отдавать всё на откуп нововведениям, то они и создадут, как ни парадоксально, новые разрушительные силы. Изменения сегодня чаще всего ассоциируются с разрушением прежних устоев, добрых традиций.
«Изменение – неотъемлемое свойство культуры». Опять же вопрос – в какую сторону и что останется от существующей культуры. Мы это уже проходили: «Сбросим Пушкина с парохода современности…» 
Ну, а это просто абракадабра какая-то, привожу дословно: «Развитие культуры происходит как через изменение уже изменившегося, так и через возникновение качественно новых форм». Без комментариев. 
Другой автор, женщина (похоже, профессор) в статье «Экономика желаний в современной цивилизации досуга» – во как громко (!) – выносит определение о «прагматике культуры». Вот дожили, культура стала прагматикой. А ведь всегда – это было творчество, душевная потребность, на которой трудно было зарабатывать большие деньги. Сегодня же появились «олигархи» от культуры, но об этом чуть позже.
А вот ещё перлы из этой статьи: «По мере роста благосостояния у человека появляется потребность в ком-нибудь, кто будет заниматься его желаниями». Во как – потребительство «чистой воды». 
«На рубеже тысячелетий повышается темп обновления, усиливается стремление людей к новизне и разнообразию, меняются интересы». Вопрос – к какому разнообразию, какие интересы? Под этим можно представить и пропаганду пошлости и насилия, извращения духовного и плотского. Господа, научившись красиво говорить – научитесь красиво и доходчиво отвечать на вами же поставленные вопросы!
Дальше новые определения, термины вызывают просто отупение: «Экономика желаний развивается за счёт эксплуатации этой потребности – искусственной и, на первый взгляд, несущественной, но тем более необходимой, как показывает её рыночной потенциал». Что-нибудь поняли? Единственно для меня понятно, что всё идёт по-другому. Уже за ниткой – иголка, т.е. культуру подстраивают под потребность, которую предварительно «опустили» ниже плинтуса. Тем самым высокое, настоящее искусство не получает нужного развития…
Вот здесь несколько об олигархах от культуры, которых обслуживает целая армия чиновников госструктур, различных продюсеров, финансовых воротил. Они обслуживают друг друга, а на народ им наплевать. Олигархи от культуры, чиновники от культуры слились в экстазе. Живут в своё удовольствие в этом замкнутом шоу-бомонде. Им – все мыслимые и немыслимые премии, награды. А настоящие творцы остаются с народом и помогают людям в этой вакханалии разгула пошлости и насилия. 
Название раздела «Развитие культурных практик без государственного регулирования» уже само по себе вызывает сомнение. Должны быть разумные границы творчества, ведь и так называемая шизофрения тоже даёт образное восприятие и картину мира. Но она понятна и близка таким же больным людям: в ней нет границ. Однако посвящать нормальных людей в эти творения опасно. Кроме этого, я согласен, не должно быть цензуры идеологической и прочей, но должны быть институты нравственности, ограждающие юные души от мракобесия. И здесь роль государства, мне думается, нужна. 
Но вернёмся к разделу. Различают «высокую», «советскую» и «западную» культуру (взято в кавычки). Согласен, что названия советская и западная закавычиваются, но почему высокая культуры в кавычках? Вот как звучит её определение: «Высокая» интеллигентная культура, развивающая историческую традицию элитарной культуры, тяжело адаптируется к современным рыночным отношениям». А может ли такая культура обходиться без государственного регулирования и поддержки? Наверное, нет. Но вот парадокс – государство чаще поддерживает низкопробное искусство.
Диву даёшься иногда, когда какого-нибудь графомана от литературы (удобного для власти) распиарят, раскрутят до космического масштаба и на всех «тусовках» он главенствует. 
Пойдём дальше: «Советская» культура, основанная на привычке населения к государственному патернализму в отношении любых социокультурных запросов людей». Не привычка, а естественное проживание в той социальной среде, потребность в духовном благосостоянии, которая давалась не без помощи государства. И что в этом плохого? Имена известных писателей, поэтов, актёров, певцов, художников, скульпторов, режиссёров кино и театра – перечислить не хватит десятка страниц – и всё это было не халтурно, а достойно и талантливо. И я не думаю, что было какое-то иждивенческое отношение – творили, сгорали прекрасные поэты и актёры… 
Вообще любят москвичи свою учёность показывать. Вот вставили словечко «патернализм», и лезет русский мужичок в словарь, что за слово такое и с чем его закусывать. Ну, посмотрим, оно, оказывается, вот о чём: это отеческая забота государства, это помощь, благотворительность. Я понимаю – есть вторая сторона этого понятия – в политическом аспекте – под видом помощи закабалить ту или иную страну. Мы жили в то время, творили и ощущали поддержку культуры. А сегодня что? Пресловутый закон о творческих союзах «принимают» Думой более 10 лет. Ещё в начале века наш народный артист И. Кобзон обещал, что закон будет. «А воз и ныне там».     
Далее: «Западная» культура либеральных ценностей, охватывающая значительную часть молодёжи, предпринимателей и интеллигенции. Для неё характерны установки на получение удовольствия от жизни, на престижность материального достатка…» Здесь явное потребительство, получение чаще всего удовольствия плотского характера. Человек, не создающий духовные ценности, удовлетворяется тем, чего он «достиг» в своём интеллектуальном развитии: «Чем выше любовь, тем ниже поцелуи» и т. д. Делая упор на западную культуру (я совершенно не исключаю гениальные творения западного мира – они безусловны), ставя её в противовес, а не дополняя отечественную культуру, литературу нашего народа, мы тем самым воспитываем молодое поколение в пренебрежении к русской культуре и необоснованно вкладываем в их душу чуждые нашему обществу ценности. 
Знать мировую культуру надо обязательно, но не строить новые пирамиды, создавать «новые» ценности, несущие разрушение великих традиций и нравственных основ любого народа. Вот я уже в который раз обращаюсь к защите культуры от новоявленных реформаторов, демагогов. А ведь по-настоящему умных людей не слушают. Культура должна объединить все слои общества, а не делить их на классы, кланы. Культура – это то, что в тебе… Все мы, от бульдозериста до министра, должны знать нашу историческую правду, сохранять великие традиции. Хорошо бы жить по законам духовной близости и равновесия, а не так, как сегодня – жить лучше других, во чтобы то ни стало. Страшно - это и я понимаю, что задача культуры – изменить эти отношения.
 
II. Корневая система
 
Вы посмотрите – сколько производных от слова «корень»: корневая система, коренные породы, коренные народы, корневые растения и т. д.
Корень - всему основа. В движении к свету, к совершенству, в продолжении всего живого на Земле. Чем больше, крепче корневая основа, тем сильнее и крепче побеги её и ветви. Давайте представим огромное дерево во времени и пространстве с мощными корнями, стволом. Это, образно говоря, наша русская культура с родословной памятью, традициями. Теперь представьте – каждый год мы подкапываем эти корни, убираем с них слой за слоем плодородную почву, а, чтоб не торчали они (не красиво ведь) и не засыхали – присыпаем неплодоносным грунтом. Вот примерно так власть в лице министров действует сегодня. Пример тому – вышеописанные министерские рекомендации. 
В одном из номеров «Литературной газеты», размышляя о состоянии культуры в стране, пишут: «До чего же надо не любить своего ближнего, чтобы имитировать государственное внимание к человеку, гражданину страны в области культуры, имитировать работу чиновничьего аппарата – осознанно создавать «одесский шум», похожий на работу, производя впечатление деятельности». Вот такой шум и создают чиновники министерств, чтобы оправдать свои немалые зарплаты.   
Беда, когда насаждают всем чуждую нам культуру, прививают, особенно молодому поколению, не те ценности. «Господа хорошие», занимайтесь своими докторскими диссертациями, экспериментируйте на ветвях, делайте свои прививы, но не трогайте корни. Иначе в один момент может рухнуть всё. Примеров в мире таковых предостаточно. 
Проверенные веками национальные традиции несут в себе нравственные основы, которые сохраняют народ.
Культуру сегодня продают оптом и в розницу. Оптом – всё, что честно, правдиво, душевно и по-настоящему народно. 
В розницу – за большие «бабки» псевдоискусство, – безголосых графоманов, отвязанных полуголых певичек. 
И, похоже, продадут скоро всё, что сердцу близко и душе радостно…
Останется розничная пошлость, враньё, кривляния, ужимки, хохот, гогот… На эстраде, в кино и в литературе. Не хочу пророчествовать, но рождаются образы:
 
Исход
 
Боюсь назвать тот страшный год,
Боюсь пророчества отныне.
Я вижу, как бредёт народ
С сумой по выжженной равнине.
 
Покинув Родину свою,
Бредёт, бредёт живой стеною.
Я эти лица узнаю –
В них много схожего со мною.
 
Народ мой – стой, остановись.
Нельзя без Родины, как птицам.
Вся наша будущая жизнь
Лишь на земле родной продлится…
Культуру на цифры разнесли, на проценты. Устроили сплошной пиар и отчётность, творить некогда?!
А культура – это каждый человеч, его состояние духовное и физическое, его уровень духовного тестостерона. На плоть лекарства действуют, а на душу только слово. Дарить слова надо, а не мзду брать за них. А то получается, сказал хорошее, доброе слово – помог человеку, а потом плати, мол, за это? Не по-русски как-то! Кстати, о литературе. Место литературы нынче на бастионе. Настоящая, совестливая литература там и находится. А вот разные чтива, проповедующие страсти, похоти человеческие и прочие животные инстинкты, никогда не выйдут из своих затхлых, вонючих подвалов: шабаш, эпатаж, муляжи – характерные определения этим произведения. Настоящее литература – долготрудное дело!
Да и соизмерять надо своё творчество с вечными постулатами нашей тысячелетней веры, нашего православного восприятия мира, где проповедуется добро и милосердие. Без художественного слова общество не может двигаться вперёд. Главное, чтобы художественное слово формировало человека, воспитывало в человеке любовь к своим корням и традициям.
Я был бы не прав, если бы сказал, что большинство думает удручающе о нашей культуре и советует всё мерить на рубли и доллары. Нет и ещё раз нет. В России и в регионах много умных, болеющих душой за нашу культуру, за наше будущее.
В «Литературной газете» №5 за февраль 2016 года в разделе «Искусство» опубликована развёрнутая статья главный редактор газеты «Культура» Е. Ямпольской. «Культура – не в процентах, а в настроении людей, которые идут по улице». Как это близко мне и понятно. Конечно же, в культуре на первом месте должна быть творческая составляющая. Надо поддерживать одаренных людей, тех, кто несёт своим творчеством добро, любовь, милосердие, а не насилие и пошлость.
Вот мысли из этой статьи: «Было бы здорово, если бы все российские чиновники, в какой бы они области ни функционировали, помнили про свою сверхзадачу: создание благоприятного климата в стране, сохранение психического, а значит и физического здоровья людей».
Вот тут и приходит мысль – не пора ли трём министерствам впрягаться в одну упряжку – в деле культурно-просветительского воздействия на молодое поколение: министерства – культуры, образования и спорта. Возможно, нужен вневедомственный Координационный Совет для формирования личности.
Возвращаясь к лекторским материалам, я всё же нашёл ложку мёда в этой бочке дёгтя. На одной из страниц пропечатано: «Именно регионы сегодня являются источником создания уникальной культуры… именно регионы питают культуру государства и дают богатый материал для формирования культурного облика страны, именно регионы формируют запросы на сложнейшие вызовы времени, и именно регионы дают на них ответы, привнося свой уникальный культурный опыт в общее национальное богатство». 
За чем же дело стало?
Давайте поддерживать провинцию с её действительно уникальной культурой. Может, это и сохранит наше древо, корни которого действительно в глубине Земли, под названием – Россия. И здесь роль государства – очевидна. И от умных слов пора перейти к делам умным и необходимым для просвещения народов, проживающих в России и считающих её своей Родиной.
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.