Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Pro и contra

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Патриот. А в азартной борьбе с КГБ либералы захотели быть святее Папы Римского, вывернувшись наизнанку перед иностранными спецслужбами. Исследовательско-разведочные миссии под благовидным предлогом обучения нас, серых, рыночным отношениям (особенно английские) шастали по всей стране, подробно инвентаризируя останки нашего промышленного, военного и умственного потенциала. А Вадим Бакатин вообще открыл им все секретные архивы. Вместо братьев по соцлагерю, которые в одно мгновение исчезли, как корова их языком слизнула, появились новые, уже капиталистические друзья, как чёрт из табакерки. А у нас для друзей душа нараспашку. Представляю, как они хохотали, глядя на нашу искреннюю доверчивость и уверенность, что если с «холодной войной» покончили, то уже завтра на Земле восторжествует всеобщий Мир. Всё-таки мы народ очень эмоциональный, доверчивый и непрактичный.

А сейчас наши чекисты, вспомнив свои старые унижения и обиды, собирают по Москве самоговорящие камни, разбросанные зачем-то агентами Intelligence Service . Видимо, булыжник – прежнее оружие пролетариата – переходит к разведчикам. Но это всё-таки лучше, чем яд, ледоруб или похищения. А для нас, действительно, настало время собирать камни, только свои собственные.

Либерал. Согласен, что развал в стране был могуч, по-русски. Но и поднялась страна вопреки всем предсказаниям, в том числе и тех, кто шастал в это время по стране, как феникс из пепла, за счёт этого либерализма и, не побоюсь этого слова, СВОБОДЫ, воцарившейся в стране.

Патриот. Однако при этом народ чуть не угробили и фактически завершили неудавшийся ранее «план Барбароссы». Народ же фактически перешёл на первобытный способ производства и тип общественных отношений. Отдать страну ради удовлетворения тщеславных замыслов горе-экономистов на экспериментальные потехи – слишком дорогое удовольствие и весьма рискованное, а главное, подлое.

Предприниматель. А мне, честно скажу, не хочется вспоминать 90-е годы: страшно, мерзко и обидно за нацию. Как будто это было не с нами. Людей захлестнула волна наживы любой ценой, вперегонки, хватай, тащи, всё разрешено, грехи отпущены заранее, только нужно успеть в срок. И хватали, кто что мог, фабрики и заводы, отдельные цеха и мастерские, столовые и пекарни, магазины и рынки, автопарки и склады, всё, что было настроено за многие годы. Хватали впрок, потом разберемся. Конечно, это удавалось в основном тем, кто был ближе к руководству этой недвижимостью, чиновникам областного и районного начальства, партийным ребятам. Простой народ сидел с зажатым в руке дохлым ваучером, ожидая за него две «Волги», да подрабатывал на сдаче цветного металла, который тащил со своих бывших родных, но уже не работающих предприятий. Власти не было, ибо это был период «великого хапка». Арбитражные суды практически были приватизированы бандитами, а комитеты по управлению госсобственностью (разбойные ведомства Чубайса) больше походили на юротделы, закрепляющие эту поспешную приватизацию. Призывы ЦК либералов по срочной приватизации материально-технической базы слегка недостроенного коммунизма на местах осуществлялись с большим энтузиазмом. Однако при этом за считанные годы страна по объёму ВВП перешла со второго места в конец первой сотни, а уровень жизни – далеко во вторую сотню. Но и людей полегло много, ибо работали с энтузиазмом, пристрастно, строго следя друг за другом, с тем чтобы всё было «по совести» и сложившимся среди «революционеров» понятиям и договоренностям («кодексам чести»). Но в ходе любой революции сложно соблюсти договоренность. Поэтому для осуществления революционного порядка и законности по подобию большевистских «эксов» и латышских стрелков был образован новый «правоохранительный» институт киллеров (заимствован, как и многое, с Запада). Он работал четко и без сбоев. Справедливости ради нужно отметить, что неизвестных героев этой революции практически нет. Наоборот, все они захоронены на главных кладбищенских аллеях родных городов и поселков. «Вечная память рядовым бойцам либеральной революции».

Либерал. Я не приемлю Ваш сарказм, он антиисторичен. Вспомните, что творилось в стране. А развал пошёл с самих коммунистов. Надвигался голод, появились талоны, Гайдару ничего не оставалось делать, как вводить «шоковую терапию». Это был единственный выход, чтобы наполнить полки магазинов товарами и продуктами. Конечно, взвинтились цены, инфляция, безработица, но это неизбежная плата за переход к рынку. Надо было провалиться до дна, чтобы оттолкнувшись, начать подниматься уже на новой, рыночной основе. У нас в России власть всегда запаздывала с реформами. Так было с отменой крепостного права в 1861 году, тогда как Пугачев свой манифест об освобождении крестьян издал почти на 100 лет раньше. Лишь ценой революции 1905 года увидел свет Манифест 17 октября, и если бы отречение Николая II произошло до Первой мировой войны, возможно, и не было бы Октябрьской революции. А в СССР переход к рынку был возможен при Хрущеве, когда Косыгин серьезно занимался реформами. Но в то время Хрущев еще серьезно был болен коммунизмом, а жаль! Значит, была не судьба!

Патриот. Возможно, оно и так, но за все гамбиты, кульбиты и другие комбинации нашей элиты отдувается только народ. Чубайсу с Гайдаром следовало бы в главном соборе страны поставить, как вечный огонь, громадную свечу, где народ, претворивший в жизнь их лозунг «Шоковая терапия плюс приватизация всей страны», мог бы «молиться за их здоровье» и оплакивать «бывшее и несбывшееся». А ещё следовало бы предать анафеме этот не одобренный народом государственный переворот и прилюдно сжечь чучело «внешнего управляющего», как символа бесстыдства нашей элиты и всех её прислужников: арбитражных судов, комитетов по управлению (разграблению) госимуществом и других соучастников этого позора.

Либерал. Правление Путина, конечно, либеральным не назовешь. Возможно, и нельзя было вводить в России сразу безбрежный либерализм в экономике. Россия – не Германия. А Путин же сразу взял курс на государственный капитализм в закрытой демократии. Это устойчивая система, но здесь есть большая опасность скатиться к режиму Лукашенко и перейти точку невозврата; а внутренних сил, стремящихся к этому, в стране в избытке: только дай команду – вмиг Госплан восстановят.

Капитализм и социализм мне образно представляются в следующем виде. Капитализм – это автомобиль, быстро и легко бегущий под гору по хорошей дороге, обустроенной всеми дорожными знаками. А водителю нужны лишь навыки вождения, права и стремление к быстрой езде.

А социализм – это когда толпа людей «толкает в гору студебеккер» (или ЗИС-5, полуторку), а вокруг бегает масса других, воодушевляя толкающих и агитирующих их принять повышенные обязательства и перевыполнить спущенный сверху план. И тут же крутятся фигуры с кобурами, наблюдающие за тем, всех ли одинаково охватил трудовой энтузиазм. И дорог, при этом хороших, не надо, скорость не та.

Предприниматель. А как Вы расцениваете опыт Китая и Вьетнама, где рынка поболе нашего, но, расставшись с плановой системой, они не сломали государство, оставив ему задачи общеидеологического и нравственного управления всем народом? А этого как раз нам и недостаёт сегодня, ибо наш человек, расслабленный в эпоху социализма, не выдержал тех «дьявольских» соблазнов и коммерческих искушений, которые обрушились на него. У нас же свобода обернулась свободной совестью и безнаказанностью. Они же не были отброшены, как мы, на 50 лет назад, а наоборот, успешно входят в список передовых стран мира. Мы же создали капитализм, у которого острейшая аллергия на конкуренцию. Поэтому и цены растут – не угонишься. Сейчас любой «уважающий» себя предприниматель не успокоится, пока не «консолидирует» под себя всю отрасль, сеть или территорию. И при этом всё дозволено: от административного ресурса до заказных «спортивных» услуг. Не зря у нас сейчас популярен биатлон: стрельнул и убегай. Не можем мы работать в параллель.

И конкуренцию сейчас можно ввести только силком, как Петр I брил бороды несогласным. Недалеко ушли!

Напрашивается вывод, что ЦК либералов перед штурмом Кремля, естественно, рассматривал все варианты будущего государственного устройства, но всё-таки выбрал путь неограниченной свободы с разгромом всей государственной системы, ибо только в этом случае могли появиться мультимиллионеры в считанные годы. Большие состояния малыми кражами не создать! Так что в стратегии революционеров хорошо просматриваются их личные интересы, как и всегда было в истории.

Историк. Следует лишь добавить, что в Китае и Вьетнаме сейчас очень глубоко изучается опыт нашего НЭПа. Дедушка Ленин был далеко не дурак, когда ввёл его. И как знать, какова была бы судьба России, проживи он ещё с десяток лет? Во всяком случае раскулачивания бы уж точно не было, а это уже немало.

Верующий. Согласен, что наш народ (не элита!) пока чувствует себя вынужденным эмигрантом из социализма в капитализм. И здесь ему ещё очень много работать над собой, но успехи придут со временем. Но я удовлетворён, что он кардинально изменился душой и, главное, в лучшую сторону по отношению к самому себе образца 905 года. Прошедшее столетие его многому научило: стойкости, выдержке, терпению. Пережитое помогает расставаться с бывшей наивностью, с иллюзиями на будущее и заставляет больше ценить настоящее. Мы стали мудрее, прагматичнее, менее доверчивые, а главное, постепенно разворачиваемся к вере. Кроме могучего языка Бог дал русскому народу наиболее соответствующую для него религию – православие, обладающее полнотой и цельностью, а с другой стороны – мягкую, пронизывающую и охватывающую всего человека Веру, когда даже неверующий чувствует Бога, как родителей, и знает, что у него есть ещё защита и отеческая крепость. В отличие от других религий, которые стремятся бороться со всем враждебным, отсекать чуждое, завоевывать новое, православие не знает разделения и отделения и занято только тем, что находится в его приходе. Для православия нет неправославных, ибо есть только те, кто православны. В православии правда церкви сознается каждым её членом изнутри, тогда как в католичестве всё основано на формальном авторитете высшей церковной власти. А поэтому для православия совершенно неприемлемо понятие газават. или джихад. – эти «священные» войны против неверующих: мрак, дикость, насилие.

Либерал. Объективно оценивая настоящее положение страны, считаю, что по отношению к 18-му году, году выхода сборника «Из глубины», да с учётом всего, что было в стране и после, русский народ совершил невероятное – выжив сам, он вытащил и страну из бездны. В 18-м году наши великие мыслители и патриоты не видели выхода. Вот что пишет, кстати, бывший марксист, Семен Франк: «Если бы кто-нибудь предсказал ещё несколько лет тому назад ту бездну падения, в которую мы теперь провалились и в которой беспомощно барахтаемся, ни один человек не поверил бы ему... Даже в смутное время разложение страны не было, кажется, столь всеобщим, потеря национально-государственной воли столь безнадежной, как в наши дни, и на ум приходят события внезапного разрушения великих древних царств, а в данном случае скорее похожее на самоубийство великого народа».

Монархист. А тот факт, что территория России уменьшилась за счёт ухода инородцев – это к лучшему. Народ русский стал наконец виден, он из обслуживающего персонала «гостиницы» стал хозяином дома. Единственное, что сейчас крайне необходимо России – это её национальная элита с чертами русского аристократа, сознающего свою ответственность перед народом и великим государством и хорошо чувствующая и знающая коренные и глубинные интересы своей нации. Этого пока нет!

Патриот. А инородцы, по современному, иммигранты, мне больше нравятся, когда они у себя дома, на родине. А своих оттуда надо срочно забирать во что бы то ни стало.

Историк. Оказывается, непросто докопаться до основополагающих истин, заглянуть по ту сторону своей души, на что она способна в пределе, оказавшись над бездной. У русского человека всего намешано вдоволь, дайте только толчок, и он готов стать и Пугачёвым, и святым, и борцом за народ, и бандитом.

Сегодня мы рассмотрели основные моменты нашей современной истории, которые оставили существенный отпечаток в душе народа, и почти единодушно пришли к выводу, что русскому народу потребовалось сто лет, чтобы окончательно изжить в себе те духи революции, ту бесовщину, которая вселилась в него на рубеже XIX и ХХ веков. Долго вымораживалась эта нечисть, о которой предупреждал Достоевский.

И теперь русскому народу предстоит в рамках закона и существующего Президентского правления (а чем оно слабее Российского монаршего? Конечно, отличия есть, но суть-то та же) обустроить уже другую страну, а не ту, которая была 20 лет назад. И если честно, то живём мы в этой новой стране не по своей вине или воле, ибо любой страной управляет ее элита, и суть в том, соответствует ли политика этой элиты основным настроениям и воле народа? Могла ли партия большевиков совершить Октябрьский переворот без поддержки народа? Скорее нет. А вот коллективизацию и индустриализацию уже могла. И мы знаем – почему.

Поэтому сейчас одним из главных является вопрос, как донести до нашей элиты основные проблемы, волнующие народ, и заставить её решить их. Сейчас это главное.

Либерал. У нас нет ещё настоящего гражданского общества. И создание его – это не забота элиты, а всего народа. Нельзя надеяться на инициативы только сверху, например, на создание президентской общественной палаты, общественных советов. В истории это уже было: были Гапоны, комбеды, народный контроль, Советы депутатов, т. е. все подконтрольные властям через чиновников.

Патриот. Обустроившись в Москве, власть плюнула на общественное мнение и на всё наше гражданское общество. Даже при коммунистах, если что-то проникало в прессу, то этими вопросами занималась вся власть, от поселковой и городской до Союзных министерств и центральных органов.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.