Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


О демократии, гражданском обществе и не только

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Нельзя людей освободить в наружной жизни больше, чем они освобождены изнутри.

А. Герцен

 

Тенденция к демократизации жизни является одной из наиболее укорененных в сознании просвещенного мира и самым непобедимым естественным устремлением всех наций и народов.

Это стремление зародилось с появлением первых человеческих сообществ. Само понятие – демократия, в результате развития человеческих сожительств, меняло и меняет саму её суть, приобретая многочисленные оттенки и разукрашиваясь множеством прилагательных, как в скобках, так и без них: «рабовладельческая» демократия, буржуазная, традиционная, военная, так называемая «продажная», «суверенная» и социалистическая демократия.

Страдания человеческие в связи с несовершенством общества были всегда, и люди всегда и поодиночке, и семьями, а чаще объединённые как-то по жизни родом, территорией, религией пытались противостоять этим страданиям любыми возможными способами. А в истории народов было всё: моры и эпидемии, истребительные войны и массовые переселения. Но всё в рамках традиционно существующих укладов жизни на протяжении веков и даже тысячелетий. У древних народов, в их существующих тогда великих империях, как сейчас сказали бы, политический строй был стабилен, а абсолютная власть переходила по строго определенным и религией освященным правилам и традициям и лишь в исключительно редких случаях династии менялись, но устои и порядок , как правило, оставались неизменными, а человек кем рождался, тем и помирал.

Однако после Римской и Византийской империй ход истории изменился, хотя где-то и продолжался прежний порядок, но в Европе, как в наиболее динамичной части «просвещенного» мира, монотонность была нарушена, даже единые религиозные скрепы уже не могли удержать в прежних устоях разволновавшиеся и волю почувствовавшие разношерстные народы, поднимающие во всех «углах» континента свои, оказавшиеся вдруг такими непохожими друг на друга «головы». Если раньше во всех странах их общества делились лишь на вассалов и сеньоров, то постепенно эта «двоичная» система стала усложняться с ростом и разнообразием потребностей, развитием торговли и ремесленничества, науки и искусств, ростом городов, мореплавания и т.п.

Появляются сословия, рассортировавшие людей по их способностям и природным данным, талантам и пристрастиям, а следовательно, возникает такой же разнообразный букет интересов и устремлений. Социум стал усложняться и требовать выработки правил, обеспечивших бы соответствующий данному времени порядок. В этом были заинтересованы монархи, элита и церковь, торговый люд и все подданные, что стало называться словом «общество».

Первым документом, ограничивающим абсолютную монархию, была Великая Хартия вольностей, подписанная 15 июня 1215 года Иоанном Безземельным, английским королем, обеспечивавшая указанные в ней вольности всем свободным людям Англии. В ней оговаривались и права короля: какими он мог пользоваться самолично, а на какие ему нужно было соглашение выборных представителей от знатных баронов и крупных землевладельцев. И что характерно, примерно в эти же годы организуются крестовые походы и самый позорный – детский 1212 г. – закончившийся продажей детей в рабство. А в 1233 году Римской курией, центром управления католической церковью, учреждается инквизиция и её судебно-следственный орган, преследующий инакомыслящих (прообраз НКВД и Гестапо). Так что взлеты и падения человечества перемежались по ходу всей истории.

Лиха беда начало, и «процесс пошёл». Вслед за Англией и другие народы устремились к ограничению власти, предлагая ей что-то вроде договоров или контрактов между ней и народным представительством. В материковой Европе начало конституционного процесса было положено Великой Французской революцией 1789 г., т.е. через пять столетий (!), а борьба за полнокровную конституцию продолжалась ещё более полутора столетий.

В России всё началось с опубликования Царского манифеста Николая II от 17 октября 1905 года («царь испугался, издал манифест»), разработанного тогдашним премьером С.Ю.Витте, в котором населению империи были предоставлены основные гражданские права, учреждена выборная Государственная Дума, призванная реально участвовать в законодательном процессе. Таким образом, был совершен переход от самодержавия к конституционной монархии.

Это был естественный процесс, в котором, в большей или меньшей степени, участвовали все сословия Российского общества. Особую роль в нем играло Земство, являющееся наравне с самодержавием и крестьянской общиной, главными изобретениями русского народа. Крестьянская община, объединяя крестьян общностью земли, укладом жизни и духовными интересами, лучше всего соответствовала менталитету русского человека, когда каждый член общины получал участок земли во временное пользование, но который мог перераспределяться при изменении условий между членами общины по решению общих сходов. Корни Земства уходят в XIV – XV века, когда в его основе лежал ещё довольно примитивный принцип коллективного «кормления» местной выборной власти. Крепость общинного духа русской деревни и послужила, в основном, главной причиной особой ненависти большевиков, неожиданно наткнувшихся на упорную невосприимчивость (консерватизм) русских крестьян в ответ на их пролетаризацию.

Земство в его «современном», конца XIX века, виде – это система местного самоуправления, включающая в себя судебно-административные органы, занимающиеся помимо «попечения» о развитии земледелия, торговли и промыслов, также хозяйственным благоустройством и «нравственным преуспеванием», главным образом, крестьян и мещан, а также созывом сельских и волостных сходов. В среде Земства было очень много высокообразованных специалистов и общественных деятелей, своим трудом и знаниями способствующих развитию народа и общему прогрессу страны.

Земство включало в себя:

- Земскую медицину, учрежденную соответствующим Положением от 1864 г., по которому на каждом участке территории с населением около 10 тыс., работал земский врач по договору с Земством. И у всех нас, благодаря русской литературе, образ земского врача стал символом служения долгу и народу своей Малой родины.

- Земскую почту, учрежденную в 1837 г. в дополнение к Государственной для обслуживания труднодоступных и малонаселенных областей громадной империи. Каждый серьёзный филателист хорошо знаком, или хотя бы слышал о «земских марках», ставших уже раритетами, но сохранивших память о добрых делах наших предков.

- Земские школы, имеющие целью просвещение народа на основе общедоступного, обязательного и бесплатного образования. Земство, кстати, организовывало экскурсии народных учителей за рубеж. Именно земскими учителями, среди которых было много ссыльных и переселенцев «из Расеи», и были заложены крепкие основы российского образования, значение которого трудно переоценить и которое благотворно влияло на народную жизнь многие десятилетия.

- Земский суд, разделенный на верхний и более доступный и пользующийся доверием населения нижний, курировавший полицию в уезде, разбирательство общих правонарушений, включая споры по закладным, доверенностям, обязательствам и состоящий из земского капитан-исправника и 2-3 земских заседателей.

- Земскую статистику, занимающуюся обследованием частновладельческих хозяйств и изучением экономического положения населения. К 1913 году был собран обширный материал почти по всей Российской империи и составлены описи 4,5 млн (!) крестьянских дворов, уже владевших землей, а это, учитывая численность тогдашних семейств, охватывало добрую часть всей империи. (По реформе Столыпина 1906 г. земля от помещиков к крестьянам переходила стремительно. В общинном владении числилось ещё 8 млн. дворов. Столыпин планировал за 10 лет (1906 – 1916) вывести из общины 6 млн. и закончить реформу к 1924 г. (Но революционные партии позвали народ к «черному переделу», закончившемуся раскулачиванием и затем коллективизацией, этой бесправной рабовладельческой «общиной»). Имелась также подробная статистика и по школьному образованию и состоянию школьных учреждений, вплоть до церковно-приходских, которые, правда, были подведомственны епархиальным советам, состоящим из духовных и светских лиц.

- Земское движение. Хотя у Земства, как и у церкви, своей партии не было, но в обществе оно имело громадное влияние, занимаясь распространением местного самоуправления и либерально-демократических взглядов. Земские же Соборы ещё в правление Ивана Грозного рассматривали важнейшие общегосударственные вопросы. А в 1613 году Земский Собор выбрал первого русского царя из рода Романовых – Михаила Федоровича, дав тем самым полную легитимность царской власти.

Таким образом, Земство явилось чисто русским национальным явлением, сменившим «вече» и возникшем на волне народного движения Империи на Восток в поисках свободы от крепнущего государства и мечты о легендарной и таинственной стране Беловодье, находящейся по мнению многих старообрядцев где-то в районе Саян или Алтая. Земство как бы противостояло, а точнее, дополняло понятия «государство» и «правительство», указывая на принадлежность и направленность к «земле», к местным условиям и живущему именно на ЭТОЙ земле.

Надо отметить, что восточные славяне до татаро-монгольского ига были свободны даже в выборе князей, а мнение Киевского и Новгородского вече было окончательным для них. А Новгородских князей даже не пускали жить в пределах города, чтобы избежать какой-либо диктатуры. При этом само вече было школой и площадкой для реализации существовавшего тогда общественного мнения. Люди свободно переходили из княжества в княжество, как и сами князья, будучи нанятыми для организации обороны и планируемых походов. Бегство же народа в казачество началось на Руси только с момента появления границ.

В XIX веке Россия прошла болезненный для любой страны период первоначального накопления капитала. Русские купцы и фабриканты быстро осваивали новую для себя науку – индустриализацию страны, в которой всегда и неизменно присутствуют черты дикого капитализма. Впервые фабричное законодательство, регулирующее взаимоотношения рабочих и собственников, было введено в Англии в 1802 году Робертом Пилем Старшим. В России фабричное законодательство началось с выходом 1 июня 1882 года первого закона, касающегося работы женщин и малолетних. В декабре 1905 года уже была отменена наказуемость стачек, а в марте 1906 года – разрешено образование профессиональных союзов.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.