Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


«Старик говорил вам добро…». (К юбилею Л.Н. Толстого)

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Содержание материала

В сентябре прошлого года исполнилось 180 лет со дня рождения Л.Н.Толстого. Хочется с грустью заметить, что это был скромный юбилей великого писателя. Во всяком случае, такое впечатление сложилось после просмотра периодических изданий, даже тех, которые, казалось бы, призваны были наиболее полно осветить это событие. Например, в «Литературной газете» с апреля по октябрь 2008 года вышли три небольшие статьи о Л.Н.Толстом и три заметки, посвященные различным мероприятиям, связанным с юбилейной датой

  "Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уж меня не будет, что старик говорил вам добро. Прощайте, будет".

Обращение Толстого к яснополянским школьникам, записанное на гирофон
21 февраля 1908 года.

В сентябре прошлого года исполнилось 180 лет со дня рождения Л.Н.Толстого. Хочется с грустью заметить, что это был скромный юбилей великого писателя. Во всяком случае, такое впечатление сложилось после просмотра периодических изданий, даже тех, которые, казалось бы, призваны были наиболее полно осветить это событие. Например, в «Литературной газете» с апреля по октябрь 2008 года вышли три небольшие статьи о Л.Н.Толстом и три заметки, посвященные различным мероприятиям, связанным с юбилейной датой. Июльский номер журнала «Мир музея» отвел для писателя несколько страниц, рассказав о выставках «История рода Толстых – история России» в Государственном музее А.С.Пушкина в Москве и «Л.Н.Толстой и театр» в Музее истории Казанского университета. В сентябрьском и октябрьском номерах этого журнала о Толстом ни одного упоминания, хотя юбилейные выставки и мероприятия в музеях России были. Неоправданно мало внимания было уделено Л.Н. Толстому на радио и телевидении. Так телеканал «Культура» показал двухсерийный документальный фильм «Тайны стальной комнаты» о жизненном, творческом и духовном пути писателя. Фильм замечательный, но, к сожалению, очень короткий. Как пишет один из рецензентов, «по метражу не соответствующий масштабу личности Л.Н.Толстого и степени его влияния на историю и культуру России» [1]. На «Радио России – Культура» состоялась премьера проекта «Воспоминания о Толстом»: потомки Льва Толстого читают воспоминания о нем членов его семьи. Проект интересный, но все же это крошечная капля в том море информации, которая ежедневно поступает к нам из теле - и радиоэфира.

А между тем, Толстой необходим нам. И необходим именно как пример свободного, независимого мышления и постоянного, неустанного духовного поиска. К сожалению, в наше время общество привыкло потреблять и многие за недостатком времени или желания трудиться, не задумываясь, проглатывают кем-то приготовленный и кем-то упакованный продукт-суррогат. А ведь в такой продукт можно превратить абсолютно все, и духовную пищу в том числе. Этому множество примеров: от засилия телесериалов по классике, где художественность заменяется спецэффектами, а необходимость донести смысл произведения ложится на плечи не всегда талантливых актеров, до сборников русской классической литературы в кратком изложении. И нет ничего удивительного в том, что в юбилейный год Толстого глянцевые журналы, призывая своих читательниц не стесняться, если они увлечены русской литературой, все же утверждают, что Л.Н.Толстой с его огромным романом «Война и мир» давно « получил тотальный бойкот современной читающей публики». [2] Столичному глянцу вторят местные бесплатные газеты, «бескорыстно» приносящие грязь о Толстом почти в каждую квартиру большого города. И становится страшно при мысли о том, что все это наверняка дойдет до читателя и что дойдет именно это, а не бессмертные и пророческие слова Александра Блока из его статьи « Солнце над Россией», написанной 100 лет назад:

«Часто приходит в голову: все ничего, все еще просто и не страшно сравнительно, пока жив Лев Николаевич Толстой. Ведь гений одним бытием своим как бы указывает, что есть какие-то твердые, гранитные устои: точно на плечах своих держит и радостью своею поит и питает свою страну и свой народ….Пока Толстой жив, идет по борозде за плугом, за своей белой лошадкой,- еще росисто утро, свежо, нестрашно, упыри дремлют, и – слава богу. Толстой идет – ведь это солнце идет. А если закатится солнце, умрет Толстой, уйдет последний гений, - что тогда?»

Эти пророческие слова Блока начали сбываться очень скоро. В том же 1908 году в газете «Пролетарий» в № 35 от 11 сентября вышла статья, которая на протяжении многих десятилетий будет определять отношение русского, вернее, советского общества к Толстому и его последователям. Статья называлась «Толстой как зеркало русской революции» и автором ее был В.И.Ленин. В этой и еще в последующих трех работах о Толстом, Ленин, отдавая дань художественному таланту русского гения, начисто отказывает в состоятельности его религиозно-философскому учению: «Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты спасения человечества, - и поэтому совсем мизерны заграничные и русские «толстовцы», пожелавшие превратить в догму как раз самую слабую сторону его учения». Эти слова будут заучиваться и конспектироваться многими поколениями советских студентов, цитироваться в монографиях, и публичных выступлениях. Поразительно, с какой последовательностью, настойчивостью и даже озлоблением будет уничтожаться в ХХ веке в России Толстой- философ, Толстой-моралист. Страшно, какие талантливые люди будут к этому причастны.

А между тем толстовцы, о которых так пренебрежительно отзывается Ленин, окажутся едва ли не единственными, кто в построенном на насилии безбожном государстве сумеют сохранить верность толстовскому учению. Огромную цену заплатил каждый из последователей Л.Н.Толстого за стремление жить по совести, свободно трудиться, никого не убивать, не умножать насилие в мире и не учить этому своих детей. Сейчас почти никого из них не осталось в живых, но сохранились их архивы. Это сотни страниц писем, дневников, автобиографических и биографических рукописей, воспоминаний и судебных документов. Многие материалы были опубликованы в конце 80-х и в 90-е годы, многие еще ждут своего времени. Собранные и опубликованные материалы позволяют достаточно полно восстановить трагическую историю толстовского движения в советский период, и, в первую очередь, историю коммуны «Жизнь и труд», которая просуществовала в Сибири до 1939 года.

Главным источником сведений о коммуне стали воспоминания ее председателя и историка Б.В.Мазурина «Рассказ и раздумья об истории одной толстовской коммуны «Жизнь и труд», опубликованные впервые в журнале «Новый мир» в 1988 году. Кроме того, в 70 годы писатель и публицист Марк Поповский предпринял попытку собрать воедино все архивы толстовцев и на основе собранных материалов написал книгу «Русские мужики рассказывают…Последователи Л.Н.Толстого в Советском союзе» [3], которая была издана в 1983 году за рубежом. К сожалению, все материалы были вывезены автором книги в США, и сейчас судьба архива нам не известна.

История коммуны «Жизнь и труд» - это попытка на практике осуществить идеал Л.Н.Толстого. Очевидно, что в советское время такая попытка была обречена и что для многих коммунаров она обернулась трагедией. В своих воспоминаниях Б.В.Мазурин приводит длинный список тех, кто был арестован в 30-е годы. «Список жуткий, но ведь одни фамилии мало что говорят. За каждой стоял живой человек, со своей жизнью, мыслями, мечтами, убеждениями, человек с близкими ему родными – женой, детьми, родителями». Мало кто из арестованных коммунаров вернулся живым. Почти все были расстреляны или погибли в лагерях: многие в 1937 году за антисоветскую деятельность, многие во время войны за отказ от оружия. К 1939 году последняя толстовская коммуна была истреблена. И каким же цинизмом на фоне этой трагедии наполнены слова знаменитой речи советского писателя Леонида Леонова, произнесенной в 1960 году на торжественном заседании по случаю 50-летия со дня смерти(!) Л.Н.Толстого: « Почему же не апостолы, не пламенные ученики, а лишь рассеянные по свету сектанты остались после Толстого?». Толстовцам было, что ответить Л. Леонову. Их аргументом была не только их собственная мученическая жизнь и смерть в лагерях их единомышленников, но и их творчество. Оставшиеся в живых последователи Л.Н.Толстого оставили в своих дневниках, письмах, воспоминаниях и стихах свидетельство высочайшей нравственной стойкости.

О некоторых из них необходимо сказать особо, потому что их наследие представляет интерес не только как собрание документов того времени, но и как не изученный еще пласт литературы советского периода. В литературном наследии толстовцев встречаются настоящие художественные произведения, например, стихи Гюнтера Тюрка, а также уникальные образцы мемуарной, эпистолярной и дневниковой прозы.

Борис Васильевич Мазурин.

Борис Мазурин родился в 1901 году в Твери. Его отец, В.П.Мазурин, педагог, преподаватель ручного труда в средних и высших учебных заведениях, был последователем Л.Н.Толстого. О его личных встречах с писателем свидетельствуют уникальные документы: в фонде «Мемориального музея духовной и материальной культуры друзей и последователей Л.Н.Толстого в Кузбассе» хранятся два письма В.П.Мазурина 1894 и 1899 годов, адресованные Толстому [4]. В них В.П. Мазурин вспоминает о своих встречах с Толстым, об отзыве Льва Николаевича на его первый сборник стихов, о военной службе, и о многом другом, что могло волновать в то время молодого человека. Свои убеждения В.П.Мазурин старался привить детям.

Б.В.Мазурин в 1919 году окончил московскую единую трудовую школу 2-й ступени и поступил в Горную академию. Обстоятельства ухода из академии, жизнь в коммуне, первые годы заключения – все это подробно описано Мазуриным в его воспоминаниях. [5] Наибольшую известность получил его « Рассказ и раздумья об истории одной толстовской коммуны «Жизнь и труд». Эти воспоминания охватывают период с 1921 по 1939 год, в них содержится не только ценный фактический материал, но и настоящие биографические очерки – портреты коммунаров-толстовцев, а также размышления, «раздумья» автора о судьбе толстовского учения в советское время и о судьбе людей, которые имели мужество его исповедовать и отстаивать.

После лагерей в октябре 1946 года Б.В.Мазурин вернулся домой, а когда в 1948 году земли коммуны были заняты под угольные разработки, Мазурина назначили руководить постройкой нового поселка. Об этом времени свидетельствует еще один интересный документ: записная книжка бригадира Б.В.Мазурина, 1948г. [6]

В 1961 году Борис Василевич вышел на пенсию, что-то около 50 рублей. В последующие годы он посвящает много времени работе над воспоминаниями о коммуне, о друзьях, пишет биографическую книгу об отце. В кругу его друзей и единомышленников получили широкую известность его письма литературоведу Б.С.Мейлаху в связи с его книгой «Уход и смерть Льва Толстого» и писателю Л.Леонову по поводу его «Слова о Толстом». Мазурин всегда очень страстно и лично воспринимал любые нападки на память Л.Н.Толстого. В его архиве в «Мемориальном музее друзей и последователей Л.Н.Толстого в Кузбассе» сохранилась тетрадь, в которую он записывал цитаты из произведений писателя и наиболее интересные мысли. Он был как раз тем человеком, «чей, - по словам Л.Леонова, - озлобленный ум постарается подбором толстовских цитат нанести моральный урон нашей родине, которой Лев Толстой всей своей сущностью принадлежал и которую так возвеличил». Пустому пафосу автора «Слова о Толстом» сибирский крестьянин Мазурин отвечает письмом, поразительным по глубине содержания, эрудиции и безупречности аргументов в защиту философии Толстого. «Заметили ли Вы, - пишет Мазурин,- что такие слова, как «душа», «самоотверженность», «любовь», «он умер», «он живет», « братство», «чистота нравственная», «духовная жизнь», «скромность», «совесть» и т.д. все больше и больше входят в наш современный обиход; возьмите любую книгу, газету, календарь, стихи, роман, на каждом шагу. А ведь это те понятия, те слова, какими полны «Путь жизни», «Круг чтения», «На каждый день» Толстого. Может быть, они не нужны эти слова, эти понятия? Нужны! Без них жизнь человеческая опустошается… Так что эта сторона жизни и труда Л.Толстого не может быть вредна или безразлична современным людям…В его томах «мало читаемых», заключено такое огромное общечеловеческое богатство, что отмахиваться от него по меньшей мере близоруко». [7]

В рамках этой статьи нет возможности отдельно говорить о поэтическом творчестве Б.В.Мазурина. Его стихи, а также многие произведения мемуарной прозы, которые только начали публиковаться [8], еще ждут своего исследователя.

Умер Б.В.Мазурин 29 августа 1993 года в возрасте 92 лет.

Гюнтер Тюрк.

Гюнтер Тюрк родился в Москве 1 января 1911 года в семье обрусевших немцев. Его отец Густав Адольфович Тюрк был известным в Москве детским врачом. Семья была образованной, отец, а за ним и его сыновья Густав и Гюнтер старались следовать идеям Л.Н.Толстого. В 1928 году Гюнтер окончил Московский электрофизический техникум, а его брат Густав – астрономо-математический факультет Московского университета. Оба брата настолько прониклись идеями о ненасилии, пацифизме, ручном труде, вегетарианстве, что вступили в одну из толстовских коммун в Подмосковье – занимались ручным трудом, учительствовали.

В 1931 году братья переехали вместе с коммуной «Жизнь и труд» в Кузнецкий округ на выделенные там необжитые земли. Братьям суждено было разделить трагическую судьбу коммуны. В апреле 1936 года было арестовано 10 человек, среди них и Гюнтер Тюрк. Суд состоялся только в ноябре, и Гюнтер оказался среди тех, кого на этот раз отпустили. Однако через несколько месяцев он вновь был арестован и провел три года в тюрьме, ожидая повторного суда над толстовцами, т.к. предыдущий приговор был отменен «за мягкостью».

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.