Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


«Старик говорил вам добро…». (К юбилею Л.Н. Толстого)

Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Условия содержания в тюрьме в те годы были ужасны. Камеры были настолько переполнены, что ночью приходилось стоять – спали по очереди. Об этом времени Гюнтер Тюрк позднее написал:

Из года в год все те же нары
С ночной неволей грязных тел,
И я на них с тоскою старой
Состарился и поседел…

Уже тогда Гюнтер был тяжело болен туберкулезом. Когда в 1940 году Б.Мазурин оказался в одной камере с Тюрком, то пережил тяжелое впечатление от этой встречи.

Я лег одиноко на край
Дороги, чью тяжесть не снес.
Мой старый товарищ, давай
Простимся - без жалоб и слез….

Эти стихи Гюнтер записал на щепке карандашом и передал Мазурину.

Повторный суд, который состоялся в 1940 году, осудил Гюнтера Тюрка на семь лет лагерей.

В 1946 году после освобождения Тюрк был отправлен на пять лет в ссылку в г. Бийск. Его встретила жена, с которой он обручился за год до ареста. У них родились две дочери. Тюрк устроился работать на стройку стекольщиком, т.к. другую работу, более подходящую для души и слабого здоровья, он найти не мог. В это время он много пишет: цикл сонетов к дочери, поэмы, переводы из Ф.Шиллера, Г.Гейне, Р.Тагора.

В начале марта 1950 года Гюнтер заболел воспалением легких, которое усугубилось туберкулезом, и 24 марта умер. Похоронен он в Бийске на городском кладбище.

Гюнтер Тюрк.

Подлинность поэтического дарования Гюнтера Тюрка очевидна. Его стихи врезаются в память раз и навсегда, их невозможно не отличить в пестрой подборке стихов других коммунаров-толстовцев, к ним хочется возвращаться снова и снова. Темы его стихов, особенно ранних, очень просты и понятны каждому читателю: первая любовь, радость труда на земле, радость первого урожая, красота жизни, надежда на счастье. И, тем не менее, каждое его стихотворение обращено к вечному, именно поэтому в его поздних трагических стихах так сильна библейская тема. Тюрк обращается к евангельскому сюжету моления о чаше.

* * *

За решеткой окна, за высоким забором,
Над невзрачными пятнами сереньких крыш
Бесконечный простор перед жаждущим взором
И в тоске необъятной вечерняя тишь.

Отвернусь, отойду и, в страдании сгорбив
Плечи, не зарыдаю, и вновь подойду,
И паду на лицо в помрачительной скорби,-
Так Учитель скорбел в Гефсиманском саду.

Мир! Прощай навсегда. Ухожу без возврата.
Надышаться б взахлеб этой жизнью земной!
Насмотреться б на это сиянье заката!
Что ж так рано, Отец, посылаешь за мной?

Что же ты отдаешь меня на поруганье.
На глумленье привратникам небытия?
Пронеси эту чашу! Я без содроганья
Не могу ее видеть! Но воля Твоя.

Тюрк, вслед за Толстым обращаясь к Евангелию, видит его главную суть в том, чтобы не противиться злу насилием. Этот нравственный императив Толстого был для его последователей определяющим в любых, даже самых критических ситуациях. В страшные для коммунаров 1935-37 годы каждое новое карательное действие властей они встречали пением, это помогало им не озлобиться и даже, более того, найти в своем сердце сочувствие к тем несчастным людям, которые вынужденно являются исполнителями, орудиями государственного насилия.

…Все пережить и все оставить
Без сожаленья за собой,
И, оглянувшись, жизнь прославить
За недостигнутый покой;

Принять, чела не отстраняя,
Все муки крестного пути,
Пригубить уксус, не пеняя,
И не озлобившись уйти.

Необходимо заметить, что увлеченность Тюрка идеями Толстого нисколько не подавляет в нем поэтической самостоятельности: его стихи не являются зарифмованным учением русского писателя и моралиста, в них вы не найдете ни одного прямого обращения к Толстому. Каждое стихотворение Тюрка – это отпечаток глубоко личного переживания, будь то наивное юношеское стихотворение о погибшей фасоли или зрелые, полные страшной тоски и одновременно смирения, веры и надежды, стихи тюремных лет.

К сожалению, не все стихи Тюрка дошли до нас. Особенно те его произведения, которые были написаны в заключении. Тетрадку с его стихами сохранила жена А.Т.Тюрк. Но понадобилось еще подвижничество А. Бабакишиева, который разыскал ее в Таджикистане и уговорил передать стихи для публикации. Сборник стихов поэта, изданный в Новосибирске в 1997 году под редакцией В.И.Каледина – это, пожалуй, лучшее издание произведений толстовцев за последние 10 лет [9].

В конце 80-х годов семья Тюрка эмигрировала в США, местонахождение рукописей поэта нам неизвестно.

А.С.Малород.

А.С.Малород (Данько). Родилась в г. Краснодаре 3 февраля 1895 года в семье купца третьей гильдии Степана Данько. Семья была большая, Анна Степановна была 16 ребенком. Аня росла очень одаренной девочкой, легко училась, любила музыку, пела, рисовала. С золотой медалью окончила гимназию, а затем музыкальное училище по классу фортепиано.

Революция и гражданская война не обошла стороной эту семью: отец трагически погиб, мать умерла от тифа, братья эмигрировали. Аня осталась одна в большом городе. Давала уроки музыки, тем и жила.

Там же, в Краснодаре, Анна Степановна встретила своего будущего мужа П.Л.Малород. Оба были убежденными последователями Л.Н.Толстого. Примерно в 1928 году Малород переехали в Москву. В Бюллетене Московского Вегетарианского общества (№ 13, октябрь 1928) сообщалось, что на вечере 16 сентября 1928 года «читала свои симпатичные стихи поэтесса Анна Малород», а 13 сентября она принимала участие в другом толстовском вечере как пианистка. Увлеченность идеями Толстого была у супругов Малород настолько сильной, что они решили перейти из города в деревню, «в среду тружеников земли». Так они оказались в коммуне «Жизнь и труд».

В 1931 году они переселились вместе с коммуной в Кузнецкий округ. Анна Степановна всегда любила детей и в коммуне ей сразу поручили детский сад. А позже, когда удалось наладить жизнь на новом месте, коммунары предложили ей быть учительницей и заведующей толстовской школой. А.Малород вела уроки литературы, пения и этики; готовила литературные вечера, ставила самодеятельные спектакли, вела занятия певческого кружка не только для детей, но и для взрослых.

В 1935 году А.С. Малород была арестована, ее обвинили в преподавании религиозных предметов и осудили на год исправительно-трудовых лагерей. Судьба большинства учителей толстовской школы оказалась трагической: одних расстреляли, другие провели по 10 лет в лагерях. На этом фоне судьба Анны Малород может показаться сравнительно благополучной, но в действительности, несколько месяцев, проведенные в лагере, оказались для нее роковыми: из лагеря она вышла калекой.

Последующие почти 40 лет Анна Степановна прожила в одиночестве. В старости она лишилась даже собственного дома: забрав территорию толстовского поселка под шахты, власти не посчитали нужным предоставить старикам равноценное жилье. Анна Степановна жила сначала в конторе совхоза, а затем у хороших, но чужих людей. До конца жизни она вела свои дневниковые записи, в которых вы не найдете жалоб на судьбу и черствость окружающих. Весь век эта школьная учительница преподавала себе смирение, чистую совесть и чуткость к людям. Умерла она в марте 1972 года и похоронена в поселке Тальжино. Рукописи дневников Анны Малород, а также записные книжки с ее стихами хранятся у ее родственников и в «Мемориальном музее духовной и материальной культуры друзей и последователей Л.Н.Толстого в Кузбассе». Два года назад ее дневники, а также воспоминания о ней были опубликованы в кемеровском литературном альманахе «Голоса Сибири». [10]

Вот три судьбы, три человеческих жизни. Они очень разные, непохожие. Активный и деятельный Б.Мазурин, человек удивительной, несгибаемой силы духа. Одаренный тонким поэтическим восприятием Гюнтер Тюрк, человек глубокой, подлинной веры. И А.С.Малород, кротость и смирение которой поражает каждого, кто читал ее дневники. Никого из них нельзя подвести под ленинское определение толстовцев, как «истасканных, истеричных хлюпиков». В каждом из них была огромная сила, благодаря которой эти простые люди сумели оказать такое духовное сопротивление циничной, бесчеловечной, основанной на насилии власти, на которое оказались неспособны многие самые выдающиеся люди того времени. И эту силу они получили вместе с учением Л.Н.Толстого, восприняв его искренне, на всю жизнь, без всяких оговорок и исключений.

Завершая статью и возвращаясь к сегодняшнему дню, к юбилею Толстого, невольно задаешься вопросом: неужели сейчас этот мощный источник духовной силы, каким являются религиозно-философские труды писателя, никем не востребован? Или прав был Б.В.Мазурин, когда писал литературоведу Б.С.Мейлаху: «Я думаю, что главной причиной, что Толстого так мало знают, является искусственное его замалчивание, а подчас и прямое гонение, вольное или невольное извращение. Происходит это потому, что очень уж его «добирающиеся до самого корня» взгляды идут против шерсти всех власть имущих в современном мире». Хочется надеяться, что это не так и что голос Толстого будет услышан и что произведения его и художественные, и философские никто не назовет «малочитаемыми», потому что «старик говорил вам добро


[1] Кондрашов А. Тайное, сокрытое, недосказанное.// Литературная газета.-2008-17-23 сент.

[2] Космополитен, 2008 – 11.

[3] Поповский М. Русские мужики рассказывают.// Урал. – 1992. – 8-12.

[4] Коллекция «Мемориального музея духовной и материальной культуры друзей и последователей Л.Н.Толстого в Кузбассе» СОШ № 96.

[5]Мазурин Б. Откуда ведется мой род.// Кузнецкий край.-1992.- 11 июня.

Мазурин Б. Первые годы жизни.// Кузнецкий край.-1992.- 16, 25 июня.

Мазурин Б. В Московской казенной гимназии.// Кузнецкий край.-1992.-2 июля.

Мазурин Б. Рассказ и раздумья об истории одной толстовской коммуны «Жизнь и труд».// Новый мир.-1988-9.

[6] Коллекция «Мемориального музея духовной и материальной культуры друзей и последователей Л.Н.Толстого в Кузбассе» СОШ № 96.

[7] Голоса Сибири: литературный альманах.- вып.5//сост. М.Кушникова, В.Тогулев. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006-2008.Стр.609.

[8] Голоса Сибири: литературный альманах.- вып.4-7/сост. М.Кушникова, В.Тогулев. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006-2008.

[9] Тюрк Гюнтер Тебе, моя звезда… Избранные стихотворения и переводы – Новосиб.: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997.

[10] Голоса Сибири: литературный альманах.- вып.4//сост. М.Кушникова, В.Тогулев. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006-2008. 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.