Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Русский язык – крепь России

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Какая благородная, благодатная тема – заниматься сбережением родного русского языка. Сколько великих мыслителей, философов, святых людей занимались этим. Сколько уже сказано с радостью и болью о нашем родном языке. Но снова и снова приходиться возвращаться к возникающим проблемам. И все потому, что наш родной русский язык дан такой стране, как Россия, которую М. Лермонтов называл «теплой заступницей мира холодного». Вот поэтому время от времени и пытаются охладить то главное, что составляет душу России, а язык – это душа, душа первозданная. «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Апостол Иак. 3. 2.).

Есть книга «Тайна русского языка», написанная нерусским человеком, азербайджанцем Фазилем Ирзабековым (в крещении Василий). Эта книга должна стать настольной для всех, изучающих русский язык и говорящих на нём. Многие прекрасные выдержки из этой книги я не мог не взять для своих размышлений о родном языке.

Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша – в словах, нами произносимых. А ведь мы порой не задумываемся, что слова нашего языка творили святые: «Мы обязаны знать, - пишет профессор, доктор филологических наук В.Ю. Троицкий, - одухотворенный русский язык – душа России, ее святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное состояние, без которого человек (и народ) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным». Не это ли мы сегодня наблюдаем в нашей жизни.

Загляделся в прозрачный ручей
И над жизнью задумался снова,
Отдохнуть бы от мутных речей
В ожидании светлого слова.
Как прекрасен родимый язык,
Как он в строки, созвучья ложится,
Словно к чистой водице приник –
До конца моих дней не напиться.

В сегодняшнем разговоре давайте остановимся на таких моментах:

1. Чистота русского языка.

2. Школа с ее необдуманными экспериментами.

3. Средства массовой информации.

4. Литература, несущая, как красоту слова, так и опошляющая русское слово.

Вспомним, какие нечистоты загрязняют русский язык: это брань хула, злоречие, это заимствование необязательных иностранных слов, это слова-паразиты, используемые в речи. Это неправильное произношение слов. Случилось то, что и должно было случиться! Мы и не заметили, как словечки, произносимые с подчеркнутой иронией, весь этот мусор: «чисто», «конкретно», «в натуре», «ващще», «типа того», «короче» - тихой сапой вошли в нашу речь, вытеснив из нее нормальные русские слова. Как тот же пресловутый «блин», не сходящий с уст малышей, перестал восприниматься, как переиначенная, но все же брань. Как и все эти «на фига», «до фига», «по фигу». Для непосвященных поясним, что «фига» означает именно ту часть тела, которую прикрывали на древнегреческих статуях. И вообще-то мат – явление нерусское. Великорусский язык – есть выражение Божественной сути чувств, явлений, мыслей человека. Многие завоеватели, не сумевшие покорить душу русского человека, стали покушаться на небесную чистоту языка своими погаными устами.

«Закономерно поэтому, что ругань называется еще и инфернальной лексикой, ведь инферно по-латыни означает ад». Массовым (неужели так много межеумков в России) стало использование иностранных слов, совершенно необязательных. Таким образом, мы теряем навсегда наши исконные слова, приучая людей с трудом выговаривать названия учреждений, мест общественного пользования и многое другое. «Экофлет» (квартира), «тан-хаусы» (городские особняки) или вместо – чайные, кофейни, блинные, шашлычные, столовые и т.д. – бизнес-ланч, кофе-хаусы, кебаб-хаусы и даже блин-хаусы. Новояз и в названиях магазинов, вернее, не магазинов, а гипермаркетов и мегамоллов: «Ромстор», «Икса», «Монмарт», «Вэй-Парк», «Ашан» и др. А у обслуживающего персонала на спине написано «Мерчендайзер» (что это, кто это?) В школах предлагают ввести «дресс-код». А это просто школьная форма, так нет, надо же «круче» «дресс-код». Как тут не услышать слова А.С. Шишкова, обращенные сквозь время к нам: «Полезно ли славенский превращать в греко-татаро-латино-французско-немецкий-русский язык? А без чистоты и разума языка может ли процветать словесность?»

Разумные заимствования могут только обогатить русский язык. Но чем же обогатился наш язык в последние десятилетия: бабки (деньги), байк (мотоцикл), башлять, шейпинг, хавальник, ништяк, пиарить, ксивник, китчмен, гей-клуб, татуаж, бодипирсинг, бойфренд, рэппер, прикид, пофигист и т.д., и т.д., а ведь этими «словами» считают приличным пользоваться и некоторые писатели, и политики, и ученые (!?)

Не лишне еще раз задуматься над известной истиной: «Каков язык – таков и народ». Все вопросы русского языка и рассматриваемые нами, связаны одной нитью: это просвещение в школах, в вузах, это наши СМИ, это литература, это в конце концов политика государства: «Граница языка есть в то же время и граница духовного мира человека». Примитивизм мышления, тупость – все от бедности и незнания языка родного: журналистика, литература, ищущие сегодня в трясине человеческих страстей только плотское, пошлое, наносят непоправимый след русскому языку, а значит – духовной сути человека, тем самым увеличивая количество Эллочек-Людоедок. Задумаемся вместе, в чем духовный мир человека, отчего он у одних богаче, у других бедней. У Пушкина и Лермонтова объем лексики составляет 300 тысяч слов. Какой еще пример нужен?

Сегодня наше просвещение находится в постоянных экспериментах, необдуманных, без основательной базы для этого, без законодательной инициативы. Министерство образования как бы задалось целью разрушить все позитивное, что десятилетиями (столетиями) было наработано в России. Компьютеризация общества, наверное, дело нужное, но заметьте, как много мы потеряли без живого общения друг с другом, с книгой, с искусством. Компьютер – это все-таки от лукавого. Заметьте, при наборе компьютер подчеркивает чаще всего слова уменьшительно-ласкательные (машина не понимает чувственных оборотов речи). Такие слова, как «любезнейший» и др. вообще исчезли из лексикона. Прекрасные русские обращения «сударь», «сударыня», «сударушка» заменили одним словом «господа».

Сегодня мы наконец начинаем приходить к пониманию того, что «продвинутость» не должна означать забвение всего хорошего, доброго в прошлом. Сегодня, когда разговор идет на уровне государственном о модернизации экономики, науки и духовной сферы, как бы вскользь упоминается о консерватизме, и это обнадеживает, ведь консерватизм – в том числе сбережение всего лучшего, что создано человеком. И сбережение русского языка – главная забота не только деятелей культуры и просвещения, но и государства. Поэтому надо принимать законы и строго требовать выполнения их. Кто-то увидит в этом опять пресловутую, надуманную проблему «ограничения свободы». Нет и еще раз нет – свобода беспредельная, неограниченная только в доброделании и добролюбии. В остальном свобода – нравственный беспредел.

Нужно возвращать в школы больше уроков русского языка и литературы, нужно учить детей правильности написания и произношения русских слов, вернуть детей к творчеству, к живому обращению со словом. Изучать литературу в таком объеме и такую, которая несет слова и мысли созидающие. Вернуть сочинения в школы. А для этого и учителя должны быть знающие и любящие родной язык и литературу. Из огромного потока современной литературы нужно уметь отбирать то, что для сердца и ума – благо. Разве можно уравнивать писателей, несущих в своих произведениях позитивное, нравственное и тех, которые разрушают нормальные, порядочные представления о жизни. В.Ерофеев и В.Личутин: произведения одного пропитаны недобрым смыслом, бранью, пошлостью; другого – чистотой человеческих отношений, беспредельной творческой возможностью русского языка.

Нам сегодня надобно помнить, что позволяя поганить свой родной язык и эту брань и пошлость распространять – мы тем самым разрушаем основы нравственности народа. Идет неприкрытая война на уровне духовном. Я уже говорил, что язык для нас – это душа. Разрушая язык, разрушаем душу. На творение злого, пошлого – должен быть запрет. Добролюбие, доброделание – основа русского языка. Ведь добрых, ласковых слов в нашем языке гораздо больше. «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни» (К. Успенский ). Один из православных священников, живущий за пределами России, так говорил о происхождении русских слов: «Вы, русские, очень счастливые люди. Слово вашего языка творили святые».

И в этом, я думаю, таинственная, созидающая, Божественная суть Слова. «Быть языком – посредником в государстве, населенном множеством разноязыких народов – великая, многотрудная и, как видим, далеко не всегда благодарная служба. Эта особая историческая судьба державостроительного языка, языка-собирателя» (Ю. Лошиц). А вот как говорил И. Бунин еще в 1925 году: «Нынешнему падению России … задолго предшествовал упадок литературы». И это неопровержимые исторические факты, заставляющие нас думать о том, что сбережение языка в чистоте и ясности – есть залог сбережения России как государства, как великого, духовного пространства в мире. На это должна быть направлена и политика государства, и общественная мысль. Оттого, каким языком мы будем говорить, на каком языке будем создавать нашу литературу, зависит будущее.

Мировоззрение молодого поколения формирует не только школа. Для этого нужна законодательная база, не позволяющая разрушать наш родной русский язык. Не пора ли всем вместе ополчиться на тех, кто вот уже два десятилетия глумится над русским народом и его будущим – над детьми?! Потоки ядовитой заразы льются в неокрепшие души малышей с экранов телевизоров (этих, по чьему-то меткому выражению, икон дьявола), со страниц лживых учебников, искажающих историю нации, посредством разного рода программ в детские головы подспудно вдалбливаются блудливые мысли и чувства. И добились-таки некоторых успехов. Даже единичные средние общеобразовательные заведения, в которых представители коренной национальности страны хотели бы воспитать своих детей в национальном духе, стыдливо называются школами с русским этнокультурным компонентом. Вместо краткого и емкого – русская школа. Прекрасные мысли из книги «Слово святой Руси»: «Скоро немногое, что нам останется из всего русского, будут наш русский язык и наша русская словесность… Поэтому не будем пренебрегать этими доставшимися нам сокровищами. Если заветы русского слова найдут живой отклик в душе юного человека и послужат ему в качестве жизненного образца, то он сумеет остаться истинным русским – умным, справедливым, милосердным, стойким; он сумеет постоять за свое отечество и сохранит верность Святой православной вере».

Что сегодня происходит с изданием книг в России и у нас в области. Издается журнал «Огни Кузбасса». Начиная с 2010 года журнал стал Всероссийским. В 2009 году журнал был признан лучшим сибирским журналом. На юбилейных шукшинских чтениях журналу присудили Всероссийскую премию. Идеи человеколюбия, милосердия – вот главные темы художественных произведений журнала.

Издаются в Кузбассе прекрасные художественные книги прозы и поэзии. Но все это мизерным тиражом, и очень трудно писателям пробиваться к душам наших сограждан, к душам молодого поколения – сквозь лукавые сети беллетристической пошлятины. Сегодня «самиздат» не тот, конечно, который запрещали по идеологическим соображениям в 20 веке (там хоть были одаренные писатели), а нынешний (были бы деньги), вседозволенный «самиздат», ничего общего с литературой не имеет, более того, вредит русскому родному языку. Конечно, не дело возвращаться к идеологической цензуре, но общественные творческие, художественные, экспертные советы, состоящие из авторитетных профессионалов, необходимы! Особенно это важно для молодых начинающих авторов. Ведь дожили до чего (из-за этого непонятного «нельзя запрещать»), начиная от Москвы и до самых окраин, разрешено все от пошлости до матерщины. Все публикуется?! В газете «Литературная Россия» № 6 от 12.02.10г. опубликована статья «Детишки пошалили», где говорится о том, как правительство Калининградской области профинансировало отборный мат молодых «писарчуков» (это несмотря на то, что в Законе Калининградской области в ст. 57 четко прописан запрет на вульгарные, бранные и грубо уничижительные слова и выражения). И таких примеров достаточно: Красноярск – премия В.П. Астафьева уже второй раз присуждается молодым авторам, в произведениях которых каждая страница загажена ненормативной лексикой. К чему идем, нет ли в этом целенаправленного разрушения языка нашего, а значит, души нашей?! Проблемы, проблемы: если государство не желает видеть их, нужно нам на региональном уровне с участием общественности эти проблемы показывать и решать.

г. Кемерово 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.