Журнал Огни Кузбасса
 

Дневник читателя. Подготовил С. Донбай

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Литературная Газета, 2009, №14

Николай СКАТОВ, член-корреспондент РАН, Санкт-Петербург

«ЧЕЛОВЕК И ГРАЖДАНИН ЗЕМЛИ СВОЕЙ…»

 

(…)«Писатель, если только он одарён творческой силою создавать собственные образы, воспитайся прежде как человек и гражданин земли своей…»(…)

(…)«Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..»

   Русь действительно обращалась к Гоголю, полная ожидания(…)

(…)Давно замечено, что, скажем пассаж: «Это ничего! Для любви нет различия; и Карамзин сказал: «Законы осуждают». Мы удалимся под сень струй…» - не просто пошлость, но заключённая в пошлости и уничтожаемая в пошлости и пошлостью великая эпоха культуры: английский сенсуализм, и уроки руссоизма, и живопись Ватто, и русский карамзинизм. «С Пушкиным на дружеской ноге» - это и клеймо, положенное на колоссальное количество литературы (в частности, и мемуарной), которую посвящают невеликие мира сего великим и пошлость которой часто определяется уже даже простым её обилием.(…)

 

       Сибирские огни, № 1, 2008

        Л.П.ЯКИМОВА, доктор филологических наук, ведущий сотрудник института

       филологии СО РАН

        «НАСТОЯЩАЯ МУДРОСТЬ НЕМНОГОСЛОВНА»

        Л. Леонов. Афоризмы. Подобраны Ф. Листваном. Ульяновск, 2007

                                                                               

       (…)

«Разум всегда постигает только то, что знает душа» (стр. 57).

«Нам сейчас во всем как целительнейшее лекарство нужна правда и дело» (стр.59).

«Чем крупнее объем времени, из которого мыслитель выслеживает свой опыт, тем глубже выводы» (стр. 60).

«Америка... как «Титаник», на палубе которого веселятся, не чувствуя, что началось гибельное погружение» (стр. 60).

«Бог — самая крупная купюра мышления» (стр. 62).

«В России больше всего страдали русская баба, солдатская мать да лошадь» (стр.63).

«Когда падает такая колоссальная башня, как наша страна, никто не может быть спо­коен, что осколки не засыплют и его» (стр. 63).

«Революция — эсхатологическое явление» (стр. 64).

«Душу, душу надо устраивать, а там и остальное устроится» (стр. 64).

«Ничего нет вреднее для людей, как лучше думать о них, чем они есть» (стр.65).

«Бесстрастие - единственный способ для судьи не замараться о преступление» (стр. 65).

«Нельзя в завтрашнее без вчерашнего войти»(стр.66).

«…Венки и розги сродни друг другу» (стр. 60).

«Два принципа зависти. А) Зачем у меня нет того, что есть у тебя. В) Зачем у тебя есть то, чего нет у меня» (стр. 70).

«Народ уничтожают со святынь» (стр. 80).

«Учась ходить на двух, человек ушибался больше, но страдание не вернуло его назад в пещеру» (стр. 81).

«Подвиг, как и талант, сокращает путь к цели» (стр. 83).

«Самое тяжелое на войне не металл, не пушки, а солдатское раздумье» (стр. 85). «Лучшие сорта лжи готовятся из полуправды» (стр. 87).

«Любовная ода и покаянный псалом из одной и той же чернильницы» (стр. 88).

«Во все эпохи двери истины открывались разными ключами» (стр. 89).

«Бывают чувства, которые удаляются только с сердцем» (стр. 90).

 

(…)и, конечно же, безусловное право занять место в ряду выбранных Фре­дериком Листваном афоризмов имеет сле­дующее высказывание Леонова, символи­чески относящееся к 50-м годам нашей оте­чественной истории и свидетельствующее о неизменной значимости философической составляющей в его эстетике: «Человек на­шего времени — тетрадь, исписанная па­мятью двадцати и более веков. Если бы не было Баха, Бетховена и Чайковского, не было их музыки, то сейчас гением был бы тот, кто написал всего несколько нот, несколько тактов».

 

ТУРГЕНЕВ И НАБОКОВ

 

    Были (автор. – С.Д.) с женой в Петербурге в доме-музее Владимира Набокова. Записал в дневнике 21августа 2003 года:

    Музей Набокова на Малой Морской улице,47, в доме, который принадлежал Набоковым. Шикарные осколки от квартиры: деревянные резные потолки, стены, двери, сохранившиеся витражи, лепнина. И в такой роскоши он жил и за границей всю жизнь. Здесь заявляют, что он стал классиком американской и русской литературы. Не знаю, как американской, но, на мой взгляд, русской – не однозначно. Хотя хороший писатель.

    Помню, как меня возмутили его слова в фильме, который демонстрируется в музее, мол, я без России проживу, а вот проживёт ли она без меня. И в подтверждение моего возмущения в 2008 году в 11 номере журнала «Наш современник» прочитал слова Ивана Сергеевича Тургенева,  д е й с т в и т е л ь н о  р у с с к о г о  к л а с с и к а :

    «…Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без неё обходится».

    Я думаю, это высказывание Тургенева Набоков знал. И попыжился тоже высказаться.

21.12.2008г.

 

«Российский писатель», №13-14,  2009

Алексей ШОРОХОВ

«БОЛДИНСКОЕ ЛЕТО»

 

     Именно Достоевский, если не изменяет память, сказал: проживи Пушкин ещё десять-двадцать лет, и не было бы разделения русского общества на  западников и славянофилов. Мысль верна настолько, что даже не важно, насколько она верна. Пушкин без своей родины, всё равно что «Доктор Живаго», снятый в Голливуде. Много снега, шампанского и рысаков. Иногда, даже красиво. Но умирать за это не хочется. Вообще умирать не хочется. А он умер…

(…)

(…)ничего нечистого с именем Пушкина не рифмуется. Потому что «господин». Да, и прививку русской литературе, даже самой лапотной и посконной, «господскую» сделал. Никогда по передним не ходила. Ну, или почти не ходила. Гордая была…

     Пережила «братишек» и «братанов». А братство, нормальное, человеческое – Александр Сергеевич ей обещал. «И гордый внук славян… И друг степей калмык…» Этим и живы до сих.

   Говорить о Пушкине много – некрасиво. Это всё равно, что говорить, какая красивая у тебя родина, мать, жена. Занятие для профессиональных воров и политиков. (…)

(…)

     Как сказал Блок: «Я художник, следовательно, не либерал. Объяснять это считаю излишним».

(…)

(…)Больше того, Ходасевич, призывавший «аукаться именем Пушкина в наступающей тьме» 1917 года, сегодня вновь может быть услышан. Нами, уже пережившими 1991- 93гг. и переживающими теперь ещё кое-что.

 

Убрать рамку!

Из письма А. Пушкина к П. Чаадаеву

от 19 октября 1836 года

 

     Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблён, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ёё дал.

 

Сибирские огни, № 11, 2008

Светлана КЕКОВА, Руслан ИЗМАЙЛОВ

 Православное обоснование художественного творчества                

 

     (…)

     Однако проблема смысла, высшего назначения, оправдания творчества в своём пределе не имеет окончательного, так сказать, «благополучного разрешения». Архимандрит Киприан Керн пишет по этому поводу: «Нам особенно понятно, что тут не может быть догматически ясного ответа  (…). Задача или, точнее, задание, дано. Человеку, по самому существу его, задано творить. Это его и отличает от ангелов. Так изволено в замысле о нём. Но, кроме того, и при изгнании из Эдема дана заповедь «возделывать землю, из которой человек взят» (Быт. 3, 23) (…)

 

                                                                             Подготовил С. Донбай   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.