Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
и ЗАО "Стройсервис".
И.Ф. Г:
- Питомцы русской школы приобщаются честно, объективно - насколько это возможно в исторической науке - к более чем тысячелетней истории. Она вливает в историческую память, значительно ослабленную, свежую кровь. Это подготовка защитника Отечества. Тут же внесение в сознание юных идеи самоотверженного служения народу, Родине. Родиноведение в школе - это путь прилепления к Матушке - Родной земле. Далее - Россию нужно возрождать православием. Дети изучают историю христианства, русского православия, православную культуру, процесс собирания русичей в русскую нацию. Идеал Христа, Преподобного Сергея Радонежского - это идеал русской школы. Православная душа живет в каждом русском ребенке. Школа будит ее. России возрождаться - это расти умом. Сегодня ребром поставлен вопрос: России быть или не быть? Он и раньше неоднократно вставал. Но сегодня он просто орет. Быть, если Россия будет иметь более основательную, чем в прежние исторические эпохи, интеллектуальную экипировку. Без школы ум остается на примитивном уровне. Только в школе осваивается система знаний, повышающая ум. Мы занимаем первое или одно из первых мест на планете по богатству природных ресурсов. Но пользоваться ими не умеем. История нашего народа - это история народа, никогда не имевшего достойного достатка. Наш удел - сведение концов с концами. Иностранцы чаще всего в недоумении и наделяют нас оценками: «Лентяи», «Пьяницы», «Стадо баранов». Это обидно для нас, но в этих оценках есть некая доля правды. И еще одно -важнейшее: верхи в течение столетий прививали нашему народу комплекс русской неполноценности, погружались в стихию «европейничания», не создавали научно обоснованную русскую национальную школу. В этом - первопричина всех прежних кризисов и современного национального кризиса. Комплекс породил неуверенность народа в себе, ослабление нации, потерю самоуважения, национального достоинства, не позволил русским поднять самих себя на завидную национальную высоту путем опоры на свои потенциальные силы. В русской школе становится первозадача: помочь детям чувствовать и осознавать себя русскими во всей полноте и глубине, накапливать национальное достоинство, все выше и выше подниматься на «поднебесную» национальную высоту, избавляться от недостаточности в себе русскости. Разными путями решается эта грандиозная первозадача, в том числе и учебным предметом факультативом, которого никогда не было в истории отечественного просвещения. Предмет называется так: «Россия и мир: творческое взаимообогащение».
В.Г.Р.:
- Все это вселяет надежду на русскую школу. Народная высокая душа русского человека формировалась гораздо более тысячи лет. Даже столетие не может искалечить ее начисто: она вся соткана трагико-драматической и величественной историей, православием. Будем вместе хранить живые незыблемые духовно-нравственные качества, оживлять ослабленные, наращивать новые.
9 октября.
Встреча с учениками и педагогами школы № 32. Присутствовали родители и представители общественности, руководители ряда школ. В такой «разношерстной» аудитории вести разговор трудно. Принял решение: беседовать с учениками и учителями, отвечать на их вопросы, задавать им проблемы. Начал с острого вопроса:
- Есть ли у вас чувство гордости Россией и русским человеком? В ответ услышал дружное «Нет!»
Второй вопрос:
- Можете ли вы сказать: «Это моя Россия». Ответ тот же: «Нет».
- Почему? Последовали ответы:
- У нас скверное питание.
- Среди нас много больных. В армию брать некого.
- Мы не можем одеваться так, как хотелось: не богато, но модно.
- Наше образование не нужно. Процветают культурно необразованные, алчные, наглые, присвоившие государственное имущество, народные богатства и общенациональные ресурсы.
- Высшее образование могут получить лишь единицы. Теперь оно в основном платное. Далеко не у всех родителей есть капитал.
- А где жить, когда мы повзрослеем, заведем семьи? Я продолжал спрдшивать:
- Быть исторической России вечной путем возрождения, восстановления и развития всего лучшего, своего? Или не быть, исчезнуть ей, стать решительно другой?
Воспроизведу лишь один ответ юноши:
- Россия переживает очередной кризис. Она скорее всего близится к концу своей истории. Впечатление такое: наступает ее последние времена.
Ещё мой вопрос:
- К какому народу желали бы вы принадлежать?
- Несколько голосов выкрикнули: «К русскому». Но их заглушили другие голоса: «К американцам», «К англичанам», «К французам». Это отвечали ученики, которые должны были изучать писателей, высоко ценивших русского человека: Державина, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Шмелева, Леонова, Шукшина, Абрамова, Распутина, Белова, Крупина....
У меня вырвалось:
- Откуда у вас такое отношение к родному человеку? Чуть ли не единодушно ответили:
- Мы видим окружающих. А какого русского нам ежедневно показывают телепрограммы и
телеканалы?
Вечером - краткая беседа с В.Г. Распутиным. И.Ф.Г.:
- Только в часы сна меня покидает мысль о гибели России и русского народа как итог примерно трех веков борьбы против нашей Родины. До XXвека это шло медленно, потом началось ускорение, в 80-е годы движение убыстрилось, а в последние 15-20 лет все происходит слишком быстро. Ныне истребление идет гиганск^ми шагами. Впечатление такое: проснемся завтра - Русского человека нет, есть лишь средне?- европеец. Есть ли возможность сохраниться нам?
В.Г.Р.:
- Есть. Прервано наследование великих традиций, вытравливается духовный смысл русского искусства, уродуется наша национальная педагогика, искажается человек, силой насаждается над-национальное, глобальное, космополитическое. Но более тысячелетия складывались русская национальная культура и самобытная русская душа. Это крепкая душа. Даже за столетия истребить ее оказалось невозможно. Нам есть на что надеяться. Нужно надеяться не на чудо, а на потаенное, глубокое, скрытое народное мироощущение, которое живет - пусть не у многих русских до сего дня. Предстоит всем патриотам незамедлительно - без каких бы то ни было условий - объединиться и собрать в одну точку все силы сопротивления всему антирусскому, все силы самосохранения и созидания. Наш творческий национальный потенциал весьма значителен и не исчерпан.
И.Ф.Г.:
- Катастрофа России в XXвеке - это следствие утраты русского духовного национального характера. Утрата произошла от одной единственной причины - отсутствия национального воспитания, образования, просвещения и обучения. В истории отечественного образования не было национальной школы под патронажем государства, его контролем и всемерной помощью. Национальное воспитание осуществлялось лишь в духовных, церковно-приходских школах и некоторых земских. Наш характер формировался природой, историей, Церковью...школы не было.
10 октября.
Встреча с директорами и их помощниками по учебной, воспитательной и экспериментальной работе. Я попросил слушателей озвучить вопросы, которые их особенно тревожат. Передаю в той последовательности, в которой они были заданы:
- Как вы оцениваете работу современной школы?
- Может ли школа работать качественно, если ни Российской академия образования, ни Министерство образования РФ не определили цель школы?
- Кого мы призваны готовить - рыночников?
- Чувствуем, что наша школа совращается с прежнего, во многом не дурного пути. Пахнет американизацией. Если это так, то нельзя системно ответить, в чем проявляется американизация нашей школы?
- Как Вам видится программа воспитания подрастающего поколения России?
- Что делать с историей в школе?
- Множество учебников и пособий. Кто во что горазд. На кого опереться?
- Есть Закон об образовании. Какова его цена?
- Принята программа патриотического воспитания. Ваша точка зрения на нее.
- Знает ли правительство, что при такой копеечной зарплате учитель не может отдаваться работе и даже вести себя достойно?
- Все школьные дела решают верхи. От нас, учителей, ничего не зависит. С нами никто не считается. Что делать? Что делать? Что делать?
В меру своих сил отвечал на эти вопросы.
11 октября.
В газете «Иркутск» - редакционная статья «В традициях праздника». Несколько строк из неё: «Традиционная для «Сияния России» и встреча гостей праздника с преподавателями и студентами педагогического университета. В этом году, кроме известных столичных литераторов, в ИНПУ побывал доктор педагогических наук, руководитель Всероссийского движения «Русская современная школа» Иван Гончаров. Именно его эмоциональные, доказательные выступления вызвали наибольший профессиональный интерес среди будущих и нынешних педагогов и в педуниверситете, и в институте совершенствования учителей, и в иркутских школах, где чуть позже побывал ученый из Санкт-Петербурга. Думается, Иван Федорович приобрел среди иркутского учительства не только горячих поклонников, но и последователей, поскольку его идея образования и воспитания в русском духе как нельзя более актуальна в наше время».
В этом же номере - короткая заметка В.Г. Распутина «Отделить зерна от плевел». Её содержание:
«Для чего мы проводим праздник русской духовности и культуры, не российской, не всесветской какой-то, а, подчеркиваю, русской культуры? Да потому что русские в России есть, праздники у них свои есть, песни, книги, язык свой также есть. И занимают русские в России не самое последние место, и если пытаются иногда оттирать нас на последнее или несуществующее усредненное место, это, наверное, несправедливо.
Мы проводим «Сияние России» еще и потому, чтобы лучше понять, что есть что. Что есть культура, что - антикультура. Что есть духовность, что - бездуховность. Эти понятия сейчас пытаются совместить, особенно на телевидении, подменить, выдать антикультуру за истинную культуру. Делается это теми, кто хотел бы нас видеть народом бездуховным, безродным.
В который раз мы собираемся на праздник в Иркутске; будем надеяться, что дети тех, кто участвовал в первых встречах, будут свидетелями «Сияния России».
В 18.00 часов - душевно - подъемный концерт Патриаршего мужского хора. Крепла вера: нас невозможно победить.