Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


"Сияние России". Диалоги с Валентином Распутиным

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Вечером до ужина и во время ужина коснулся педагогического аспекта проблемы «Православие - Церковь - Школа». Вот частица беседы:

И.Ф.Г.: Наша Церковь, пока еще предельно ослабленная, бедная квалифицированными одухотворенными священниками, ищущая современного миропонимания, уже сейчас содействует воспитанию духовно-нравственного человека, если он, конечно, верующий.

В.Г.Р.: Это так. Предстоит неспешная сложнейшая работа. У нас есть массовая склонность к вере, но православная духовная культура являлась лишь для немногих краеугольным камнем в основании мирочувствия. Духовный капитал Русь-Россия собрала несметный. Это значит: страна может готовиться к более корневой вере. Такая вера - это христианские идеи плюс, применение идей, православный русский быт, слияние православных представлений с повседневностью.

И.Ф.Г.: Церкви нужна помощь школы. Важнейшая форма помощи - ориентация учеников на православную проблематику в школьных дисциплинах: история - принятие христианства и многое другое, литература - изучение произведений с религиозной проблематикой; изобразительное искусство - иконопись, творчество духовных живописцев; музыка - постижение духовных композиторов, певцов; естественно - математический цикл - изучение жизни и деятельности религиозных естествоиспытателей.

В.Г.Р.: Нам надо умерить способность обличать себя, так развитую в Гоголе, Хомякове, Щедрине и других. И вести школьников за Сергием Радонежским, а на уроках литературы - в первую очередь за Федором Михайловичем Достоевским. Это до мозга костей гениальный православный писатель)-(мыслитель. Он изображал пороки русского человека, но доминировала божественная суть. Как духовный вождь, Федор Михайлович дал нам указание: каждому стать русским, т.е. православным. Добавим: и образованным, мыслящим. Это приведет нас к благоденствию и непобедимости.

7 октября.

Встреча со студентами и профессорско-преподавательским составом педагогического университета.

В.Г. Распутин обратился к аудитории:

- «Пятая колона» бросила все материальные и духовные средства, чтобы изменить менталитет русского человека, переплавить его в рыночника, отринуть от русской самобытности, превратить в безропотную рабочую лошадку, в пустое существо. Это презрите ли русского народа. Их замысел нужно понять. У нас другой путь - неспешное духовно-нравственное восстановление, очищение и возвышение. Нужно новое воспитание русского духовного характера. Его воспитывает жизнь в целом, но первая скрипка - школа. Она системой знаний умудряет подрастающего человека.

Валентин Григорьевич представил меня:

- В России есть ученые, занятые созданием Русской школы. К сожалению, их крайне мало. Но только Иван Федорович Гончаров предан Русской школе всецело. Другой жизни в науке у него нет. Самоотверженный последователь и развиватель наследия Константина Дмитриевича Ушинского, десятилетия погруженный в глубины русской культуры, оратор, педагог милостью Божией. Он разработал свежую систему нашего национального воспитания и образования, уже успешно воплощаемую во множестве школ.

Я тезисно изложил концепцию русской национальной современной школы. К слушателям обратился со словами:

- Мы, ваши отцы, оказались несостоятельными «архитекторами» народной жизни. На вашу жизнь выпала задача создания вожделенной России. Вам нужен разумный план преодоления распутья, мудрые новые пути выхода. Нужно искать, но нельзя уподобляться слепым щенятам, тыкающимся туда и сюда. Негодность старых путей признаётся почти всеми, а света в конце тоннеля, кажется, никто ясно не видит. В этом - ваша огромная трудность. Свет этот рождается в школе и церкви. Учитесь уважать знания, в источниках культуры ищите чистую науку, презирайте лакействующих авторов перед власть имущими, брезгливо относитесь к тем, кто покорно склоняет голову перед очередным правителем, ищите неложных духовных лидеров. Рекомендую просеминарий - здесь постижение методов аналитической работы с первоисточниками: реферируются первоисточники, закладывается искусство их чтения и анализа. Растите в себе любовь, опирающуюся на волю, к тяжелому продуктивному физическому и умственному труду. Отдыхайте, но пусть и ваш отдых будет недосужим досугом. Сколько в университетских коридорах праздношатающихся! Человека в юности губит ничегонеделание, прожигание жизни в пивных, ресторанах. Здесь он заболевает тунеядством. Идите к православию. Некогда погашенные лампады вновь зажигаются у Святых, перед иконами поставлены свечи, разбитые колокола восстанавливаются и звенят, идёт церковная служба. Верно замечено: наш народ крещен, но не просвещен. У вас, студентов, завтрашних специалистов с высшим образованием, обогащенных нетленной светской и богословской культурой, есть возможность включиться в эту работу.

Мы, университетские преподаватели, учим вас плохо и в лучшем случае посредственно. И до озвучивания этого тезиса Валентин Григорьевич слушал со всей полнотой внимания. Но в эту минуту он весь был внимание. Повернул голову ко мне.

Моё продолжение:

- Профессора и доценты читают лекции, обращают внимание на учебники, рекомендуют первоисточники и вы идете путем дедукции: слушаете лекции, участвуете в семинарских занятиях, читаете учебники. Вы убиваете свою генетическую одаренность. Есть другой путь. Индукция велит: слушать, читать, созерцать, без чьей - либо подсказки наблюдать природу, мировоздание, людей, общество, не скользить поверху, побуждать работать чувства, интуицию и творческое воображение, исследовать самостоятельно, не допускать тирании навязанных чужих мыслей и покорности ума. И здесь просеминарий заменяется семинарием, участники которого исследуют природу и общество.

Студенту университета предназначено стать глубокообразованным, эрудированным, просвещенным. Напомню из воспоминаний знаменитого историка М.П. Погодина: «Ходил в деревню к Ф.И. Тютчеву. Разговаривал с ним о немецкой, русской, французской литературе, о религии, о Моисее, о божественном Иисусе Христе, об авторах, писавших об этом: Виланде, Лессинге, Шиллере, Аддисоне, Паскале, Руссо... Еще разговаривали о бедности нашей в писателях. Что у нас есть? Какие книги имеем мы от наших богословов, философов, математиков, физиков, химиков, медиков? О препятствиях у нас к просвещению». Им было по 17 лет.

Ищите интеллектуальных наставников, вступайте с ними в беседы, слушайте их, соглашайтесь и возражайте. В 1818 году А.С. Пушкин в первый раз пришел к П.А. Катенину, поэту, драматургу, критику, философу, протянул ему трость и сказал: «....Побей, но выучи».

8 октября.

Мое выступление в Институте развития образования перед учителями Иркутской области.

В.Г. Распутин представил меня:

- Сейчас перед вами речь будет держать Иван Федорович Гончаров - петербургский профессор, неугомонный энтузиаст рождающейся современной Русской национальной школы. Он своими многочисленными публикациями и бесчисленными выступлениями дает многим испить воды родниковой. Для многих и многих русская школа - это открытие. После 1917 года никто не говорил о русской школе. Одни находились в угаре интернационализма и космополитизма, другие боялись. Иван Федорович первый вышел из своей крепости с лозунгом «Спасение России - Русская национальная школа». Реакция педагогической общественности: тупое непонимание или враждебное отношение. Иван Федорович помогал окружающим прозревать, вдыхал в них смелость (понятие «русская школа» было под запретом). Возле него появились сочувствующие, помощники, сподвижники.

Я слушал Ивана Федоровича в Москве и здесь, в Иркутске. И убедился: это слишком русский человек. Он зависит от «почвы», от высокой, духовно-нравственной русскости. Не в его воле проявлять или не проявлять природу русской души, взращенной русским Православием и нашим многовековым бытием. Это порождает его предельную открытость.

Я говорил о гигантских проблемах, стоящих перед Россией, особенно таких, как повышение умственной квалификации всего народа путем национального образования, углубление православной религиозности на базе богословской культуры и Возрождении православного образа жизни. Очертил цель и задачи русской школы и раскрыл своё понимание эталона личности Учителя русской школы [1]:

Мое выступление закончилось вопросами «Подумайте и ответьте себе: Три достоинства учителя, которые Вы цените больше всего? Три «греха» учителя, которые нельзя простить? «Грехи» учителя, достойные прощения?

Повышенный упор сделал на необходимости знания учителем русской национальной педагогической мысли, классической и современной. Назвал с моей точки зрения, самые ценные источники[2].

Лекцию слушал и начальник Управления общего и профессионального образованияИркутской области Л.А. Выговский. Он сказал мне:

- Вы предлагаете ввести новые национально-ориентированные предметы. Но это невозможно. На нашем пути - Госстандарт.

А так ли это? Начальник явно лукавил. Кроме стандарта, в учебном плане есть региональный и школьный компоненты. Они дают широкие возможности.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.