Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


"Сияние России". Диалоги с Валентином Распутиным

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Вечером - кратчайшая беседа с В.Г. Распутиным.

В.Г.Р.:

- Иван Федорович, Вы совершаете светлый подвиг во имя сохранения и развития России. Как теперь знаю, Вы зачастую в одиночестве, особенно за пределами РГПУ в петербургской научно-педагогической блокаде. Вам очень трудно. Держитесь до последней жилки. Чем могу Вам содействовать?

- Договорился с Е.С. Строевым о проведении в Орле и Санкт-Петербурге Первого съезда Русских учителей. Но его помощники замораживают дело.

- Хорошо. Я скоро буду в Москве, и мы с В.Н. Ганичевым письменно обратимся к Егору Семеновичу. Валерий Николаевич неизменно высоко отзывается о Вас. Что еще нужно?

- Подготовка и поведение Первого съезда учителей Русской школы - тут нужен государственный масштаб. Вы не могли бы попросить губернаторов Лениградской области и Санкт-Петербурга оказать нам помощь?

- Хорошо.

На следующее утро Валентин Григорьевич вручил мне два письма: ректору РГПУ Г.А. Бордовскому и губернаторам.

«Глубокоуважаемый Геннадий Алексеевич!

Пусть не покажется Вам это письмо вмешательством постороннего человека, живущего далеко от Петербурга. «Сторона» моя, действительно, дальняя - Сибирь, но, думается, что в том случае, когда речь идет о России и о людях, беззаветно служащих ей, расстояния помехой быть не могут.

Только что у нас в Иркутске прошел очередной праздник русской

духовности и культуры, составной частью которого является и работа с учителями. С этой целью и был приглашен в Иркутск Иван Федорович Гончаров. Мы очень благодарны Вам, Геннадий Алексеевич, за содействие его приезду к нам. В течение недели Иван Федорович был самым популярным и, как теперь говорят, самым «востребованным» собеседником. Со своей концепцией «Русская современная школа» он выступал и в университете, и школах, огромных общегородских аудиториях - и повсюду интерес к его деятельности был огромным. Похоже, Россия просыпается, и труды Ивана Федоровича и других подвижников Русской школы начинают приносить плоды. Но Ивана Федоровича ставить в один ряд с другими, пожалуй, и несправедливо, потому что его трудничество во имя спасения отечественной школы и неутомимей, и профессиональней, и целеустремленней. На фронте за подобную храбрость награждали медалью «За отвагу». А для подвижнической деятельности учителя и педагога соотносима, вероятно, медаль имени великого нашего патриота и просветителя К.Д. Ушинского.

С искренним уважением

Валентин Распутин».

12 октября.

Я беседовал с В.Г. Распутиным в течение, недели - в гостях у него, до и после лекций, в машине, когда ехали на встречи с иркутянами, на ежедневных ужинах, на прогулках. Неизгладимое впечатление получал от личности писателя, ибо чувствовал и понимал, что в нем воплощается Русский Человек в своих высших проявлениях. Валентина Григорьевича все время обступали слушатели. Я ждал минут, когда он будет свободен для несуетной беседы, чтобы я подкрепился спокойствием духа, утешающими мыслями. Удача сопутствовала мне. Мы ехали на Байкал. В машине сидели друг против друга. Заговорил Валентин Григорьевич.

В.Г.Р.:

-Иван Федорович, во что Вы верите?

И.Ф.Г.:

- В разум народа, его генетическую жизненную мудрость, в совершенствование его способности жить в достатке, в развитие его способности аналитически мыслить и в поте лица добывать истину, в рождение уважения к знаниям. Уповаю на русский инстинкт самосохранения.

Валентин Григорьевич был предельно внимателен. После краткого молчания я заговорил:

- Наша история, особенно история XXвека, катком прошлась по русскому человеку. Все органы в той или иной степени повреждены. Что нужно лечить в первую очередь? Убежден: характер, честь и достоинство, православность, мышление, отношение к Родине, физическое здоровье. Надо возвратить людям веру в человека, в самих себя, в Россию. И возвратить ломовым трудом всего народа, русской школой, построенной преимущественно на положительных символах России.

В.Г.Р.:

- Согласен с Вами. Только тот народ возвышается, который лишен сомнения в себе. «Кто не работает, тот не ест» - это коренной и центральный принцип бытия народа, потерпевшего поломки и желающего стать на ноги. Это забота прежде всего правительства, школы: в ней культ самого разнообразного труда, но в первую очередь - умственного, «Перестройщики» изгнали производительный труд из школы. Это - преступление. Примите усилия для возрождения труда.

И.Ф.Г.:

- Известно, что религиозное безверие губит нацию, страну, государство. Сегодня бешеная атака зарубежными силами и внутренней эмиграцией ведется против Православия, Наши первоочередные действия?

В.Г.Р.:

- Нам нужно избавиться от поверхностного знания нашего русского православия. Признать, что глубокого знания у нас нет. Будем скромны, как Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». А затем воплощать христианские идеалы в конкретных

- В последние века Россия не была глубоко верующей. Не случайно мы покорежили дорогу в Храм и даже разрушили Храм. Как приготовить детей к вере и помочь им начать службу в атеистической душе?

В.Г.Р.:

- Это труднейший вопрос. Тут насилие, нажим, обязательность неуместны. Могут помочь рекомендации читать религиозную литературу, доступную пониманию подрастающего человека и увлекательную. Нужны встречи с верующими людьми: живые образы проясняют суть лучших всяких устных и письменных объяснений.

И.Ф.Г.:

- Известен русский порыв к святости, чистоте, правде, истине. Но сегодня, как никогда ранее, массированно нашему человеку наносятся нравственные увечья. Идет вероломное разорение души. Как этому противостоять?

В.Г.Р.:

- Вижу два пути. Первый: государство должно «перекрыть» кислород зарубежной так называемой массовой культуре и допустить народ к своим великим национальным учителям, к нашей великой культуре. Второй: мудрое, национальное, православно-светское воспитание и образование в школе.

На обратном пути в каюте теплохода, в автобусе беседа о русской школе продолжалась.

 

Санкт-Петербург.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.