Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Голос русской народной школы

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Цель и задачи русской школы

« России нужен не шум, а ответственная идея, - на десятилетия, на века…

Это есть идея воспитания в русском народе национального духовного характера.

Это – главное. Это – творческое… Это – на века. Без этого России не быть»[3].

И.А. Ильин.
 

Предстоит измениться в ответ на требования жизни, во многом переломить себя. Нам предками заповедано, а историей Родины указано пережить новое возрождение, пересотворение, творческое «лицетворение». Отсюда – задачи:

Первая: принять и поселить в себt, сохранить, проявить в жизни пока еще живые лучшие добрые национальные качества русского человека, исконные родовые народные силы русской души, русскую племенную природу в ее высших сущностях.

Вторая: укрепить, углубить, сделать реально – массовыми уже пробившиеся наружу, но слабые от роду прекрасные качества нашего человека.

Третья: воскресить во всей полноте к новой жизни подорванные, временно исчезнувшие, утраченные, насильственно вытравленные, но способные к «оживлению» замечательные черты русского характера.

Четвертая: все прекрасное, что таится в русской душе, освободить из-под спуда, откопать и расчистить «подземные» ключи высшей русскости русских людей, найти и осветить то лучшее, что скрыто в глубине натуры, пребывает в потенциальном состоянии.

Пятая: преодолеть исторически сложившиеся пороки, слабости, скверные качества, недостойные свойства.

Шестая: вычерпать и выбросить до конца дурные качества, исторически не присущие человеку, чуждые достоинству русской нации, но навязанные и привитые ей недругами исторической России.

Седьмая: вырастить вновь высокие качества, изначально отсутствовавшие, но необходимые современному человеку в связи с требованиями развития жизни, обновить «пейзаж» русской души, усердно работать над тем, чтобы приобрести современные добрые качества, подготовить души к требованиям наступившего века информации и электроники. Это совершенствование национального русского характера, обретения в нем новых качеств, необходимых для творческого самодвижения Родины, всего народа, каждого человека.

Школа в России слишком часто строилась не по национальной модели. Может быть, основная трагедия нашей Родины состоит как раз в том, что мы не создали национальной школы. Историческая ошибка почти всех правителей России: невнимание, с которым они относились к национальному воспитанию. Отсюда – отсутствие научно организованной национальной школы.

Вот почему вопрос о русской национальной школе как основном пути Возрождения России ставится сегодня на государственный уровень. Разработка системы национального воспитания всех народов страны и в первую очередь русского как государствообразующего возводится в ранг государственной стратегии.

 

Этнические принципы русской школы

«…..Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком… Наш удел и есть всемирность…».[4]

Ф.М. Достоевский.

а) Принцип русского патриотизма. Принцип национального патриотизма всегда был в цене. Но сегодня – особенно: наступает глобализация. Политика глобализации в моде.

В доктрину приемлем идею К.Д. Ушинского: «…Нам не мешало бы занять, вместо всех прочих, одну черту из западного образования – черту уважения к своему отечеству, а мы ее - то, именно ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы занять ее не за тем, чтоб быть иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими посреди своей Родины».[5]

б) Принцип государственного патриотизма. Он складывается из национальных патриотизмов. Россия является общим Домом всех народов, населяющих ее. Отсюда – чувство общности: мы - братья по государственной семье. Мыслитель-патриот Г.П.Федотов мудро видел задачу каждого русского в том, чтобы расширить свое русское сознание (без ущерба для его «русскости») в сознание российское. Это значит воскресить в нем в какой-то мере духовный облик всех народов России[6].

Наш девиз: «Русская школа открыта всем! В ней могут учить и учиться люди любой национальности. Приветливо, более того дружелюбно, по-братски русская школа распахивает двери всем, кто русских людей принимает как духовных братьев, Россию – как свою единственную Родину, а русскую культуру – как опору своей души».

в) Принцип солидарности со всеми благонамеренными силами планеты, нуждающимися в сотрудничестве и помощи. Вот справедливый вывод Л.А.Тихомирова: «Русская национальность есть мировая национальность, никогда не замыкавшаяся в кругу племенных интересов, но всегда несшая идеалы общечеловеческой жизни, всегда умевшая дать место в своем деле и в своей жизни множеству других самых разнообразных племен. Именно эта черта и делает русский народ великим мировым народом и, в частности, дает право русскому патриоту требовать гегемонии для своего племени».[7]

 

Православная направленность школы

«Вглядываясь в Русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому перво-узлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному».[8]

П.А. Флоренский.

 

Вот спасительное завещание Ивана Грозного детям, да и всем нам: «То всего больше знайте – Православную христианскую веру держите крепко, за нее страждите крепко и до смерти» («Духовная». 1572). Великая формула С.С. Уварова «Православие. Самодержавие. Народность» в современной модификации видится так: «Бог. Вера. Народоправство. Державность».

Современная русская школа освобождается от оков безбожия. Она преодолевает одностороннее материалистическое воспитание, монопольное влияние материалистического мировоззрения.

Православная направленность учебного плана и всех программ – это ключевая черта нашей школы: с ней связано и из нее вытекает все остальное.

В конце XY века на Руси появилась еретическое учение, названное Иосифом Волоцким (1440 – 1515), причисленным русской Православной Церковью к лику святых, ересью «жидовствующих»[9]. Это начало идеологической, религиозно-политической войны Запада против России. Ересь ставила задачи: подорвать основы православной веры и апостольской церкви и задушить зарождающееся самодержавие. Война продолжалась целый век.

Эта борьба продолжается и по сей день. Изменился объект: самодержавие уничтожено в 1917 году. Теперь ориентир другой: уничтожение русского народа и России. Потому создание современной русской национальной школы с православным духом имеет судьбоносный смысл: ее питомцы– верные сыны исторической России.

 

Общинность. Коллективизм. Соборность

«Россия – самая нешовинистическая страна в мире… В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам».[10]

Н.А. Бердяев.

 

Русская школа в многонациональной России позиционирует себя как фактор межнационального единения. Более того: в ней утверждается идея всечеловечности, всемирной отзывчивости, вселенскости, общечеловеческой солидарности со всеми достойными людьми планеты, стремление к планетарному единению. Это сохранение традиции. Наш русский уклад – это система общин. Все решал сход жителей, князь выполнял государственные функции: исполнительные, военные, судебные и иные. Если он не выполнял эти функции, ему указывали на дверь. Александр Невский – национальный герой. Но поссорился с Новгородским вече. И ему сказали: «Путь чист, княже».

Школа указывает ученику путь к тому заповедному месту, где зарыта волшебная «зеленая палочка», отыскав которую, он, ученик, узнает, как оказаться в среде «муравейных братьев». Это школа братства. Формирующийся ученик созвучен общинности, общественности, коллективизму, исполняет закон братства между людьми, единение с ними. Человечество движется к тому, что противоположно индивидуализму, – к христианскому социализму. Наша школа - в русле этого движения.

 

Самоотверженный патриотизм-дух русской школы

«За Землю Русскую!»

Традиционная национальная формула.

Вспомним исповедь Петра Великого под ядрами и пулями Полтавского боя: «А о Петре ведайте, что не дорога ему жизнь, - жила бы Россия в чести и славе».

Наши великие предки передавали завет друг другу: «Отцы и деды стяжали нашу землю великим трудом, великим страданием, великим подвигом. Не погубите же ее своими низменными эгоистическими стремлениями и раздорами, личными или классовыми. Поддержите Родину в ее совокупной целости, а иначе на развалинах ее приготовите могилы даже и для собственных эгоистических интересов».

В России – многовековая традиция отношения к жизни и смерти: не задумываясь отдать жизнь за Родину, за свободу родного народа. Известны случаи сознательного желания погибнуть на поле брани. Вот, к примеру, что внушал князь Святослав своим воинам: «Уже нам некуда деться. Но ляжем здесь костьми, ибо мертвые срама не имут. А побежим – будем посрамлены. Я впереди вас пойду. Если моя голова ляжет – подумайте о себе». Что ответила дружина князю? «Где твоя голова ляжет – тут и все мы свои головы сложим». Дух воинской доблести, дух патриотической жертвенности – это печать лучших представителей русского этноса. Русские изначально воспитаны в духе общинности, коллективизма. И они отдают свою жизнь ради своего народа. Особенно показательна в этом отношении Великая Отечественная война: страна была охвачена массовым героизмом. И хотя фашистская Германия в техническом отношении была крепче СССР, она оказалась побежденной. Мы сильнее были духом.

Русская школа – это школа патриотизма, защитников Отечества. У учащихся возрастающая с годами вера и беззаветная, несокрушимая любовь к великой и трудной истории России. Воспитанники русской школы – сыны своего великого народа, пережившего – и переживающего! – трагическую и героическую историю, перенесшего великие страдания и выходившего из них всякий раз победителем.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.