Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Как кузнечане Бийск строили

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Так вот, своей уникальностью район слияния Бии и Катуни обязан тому факту, что именно здесь русло только что родившейся Оби пересекала одна из самых древних и наезженных дорог, ведущих в Центральную Азию. В этом месте находилась единственно удобная на десятки верст округи "плавежная" переправа. К ней-то и выходил путь, начинавшийся где-то в северных областях Сибири. А за переправой он делился на две самостоятельные дороги, стремящиеся в южные и центральные пределы Азии. Первая пролегала по алтайским предгорьям, водоразделам Ануя, Чарыша и Алея, тянулась через бассейн верхнего Иртыша и исчезала где-то в северных провинциях Китайского царства, сливаясь с ведущими в Среднюю Азию караванными тропами Великого шелкового пути. Второй путь по левому берегу Катуни направлялся на юг и проникал в сердце Горного Алтая. Преодолевая ущелья и перевалы, стремительные реки и коварные осыпи, он спускался в бескрайние монгольские степи и завершал свой бег в пределах Поднебесной империи. Это была опасная, но кратчайшая торговая тропа, упоминание о которой мы находим в древнекитайских хрониках еще трех тысячелетней давности. Сейчас ее направление в целом совпадает с трассой знаменитого Чуйского тракта.

Осведомленность русских о значении переправы и этих двух дорог подтверждается рядом документов и карт XVII века. В "росписях" к чертежам Годунова подчеркивается, что " от устьев рек Бии и Катуни степью до Китайского царства ходу два месяца." А в "Описании новых земель" Н.Венюкова необходимость сооружения острога именно на слиянии Бии и Катуни мотивируется еще и тем, что здесь можно собирать налоги "от в проезде торговых людей всяких", потому что "тем местом Калмыки Черные из своей земли в Мунгальскую и Киргизскую земли ходят, а Мунгалы и Киргизы тем же местом ходят к ним, Калмыкам." Впервые эта дорога, пересекающая слияние Бии и Катуни, отмечена на карте Н.К. Витзена, который, как уже упоминалось, в качестве основных источников использовал более ранние русские карты и чертежи. Она показана и на чертежах Сибири, составленных тобольским картографом С.У.Ремезовым в конце XVII - начале XVIII в.в. В частности, опираясь на рассказы "бывальцев", автор указывает, что дорога от Кузнецка до слияния Бии и Катуни занимает "ходу конем пять дней." По этим путям купцы из Китая и Бухары везли в "Телеутскую землицу" оружие и пряности, ткани и предметы роскоши для местных князей, выгодно обменивая свои товары на драгоценное "мягкое золото" и изделия из высококачественного алтайского железа. До недавнего времени дорогу, ведущую от слияния Бии и Катуни на юго-запад Алтая, старики - старожилы называли "Джунгарской" или "Старой татарской" и рассказывали, как их отцы и деды - казаки ездили по ней к кочевникам за выносливыми верховыми лошадьми.

Конечно же, не только мирные торговые караваны видели эти древние пути. Недолгие годы мира сменялись кровопролитными войнами, и несли дороги вглубь Сибири конницу скифских вождей, тяжеловооруженных всадников тюркских повелителей, молниеносные тумены монгольских ханов. Военное значение этих путей сохранилось и в XVII веке. Они позволяли конным ордам теленгитских князей и Джунгарского ханства внезапно появляться под стенами Кузнецкого острога и, совершив опустошительные набеги на ближние волости, так же стремительно и безнаказанно откатываться обратно на юг. Чтобы лишить их фактора внезапности, русским надо было запереть дорогу на север. И сделать это надлежало в самом ключевом, стратегически важном месте - у переправы через слияние Бии и Катуни. В этом случае нападавшему с левобережья врагу пришлось бы искать обходные пути, а значит и терять столь драгоценное в набеге время. Была еще одна причина, по которой планируемый острог просто обязан был находится у истоков Оби. По неписаным дипломатическим канонам того времени, государство, завладевшее устьями каких-либо рек, могло уверенно заявлять о своих правах на обладание землями всего их бассейна вплоть до истоков. Имея здесь укрепленный пункт, русские получали дополнительный аргумент в пограничных спорах с Джунгарией и могли заявлять о своем приоритете на значительной части "Телеутской землицы". Новый острог стал бы идеальной базой для дальнейшего продвижения на юг Алтая, ибо он контролировал важнейшие из ведущих сюда путей.

В опубликованном на страницах альманаха "Бийск" материале о некоторых моментах начальной истории города, Б.Х.Кадиков предполагает, что на слиянии Бии и Катуни могло быть святилище, культовое место, имевшее важное значение для окрестных алтайских племен. Поставленный же в этом районе русский острог стал бы символом победы пришельцев-христиан над местными богами и духами, которые уступили победителям власть над окружающими землями. Эта гипотеза подтверждается одним очень интересным картографическим источником - картой Сибири, опубликованной в 1730 г. Шведским капитаном Иоганом Таббертом-Страленбергом. Попав в русский плен во время Северной войны, он в 1711 году был сослан в Сибирь, где занимался сбором материалов по ее географии, истории и этнографии. Страленберг участвовал в сибирской экспедиции Мессершмидта, был знаком с тобольским картографом Ремезовым и геодезистом Чичаговым. Вернувшись в Швецию, он обобщил собранный материал в карте сибирского края. На этой карте, при всех ее неточностях и ошибках, есть одна любопытная деталь: на мысовой стрелке при слиянии Бии и Катуни Страленберг отметил местоположение легендарной святыни местных языческих племен, которую русские называли “Золотая Баба”. Как-то в нашем разговоре о неординарности района истоков Оби Борис Хатмиевич упомянул еще один факт: вплоть до настоящего времени местность на правом берегу Бии, напротив впадения в нее Иконниковской протоки Катуни бийчане-старожилы называют - "Вихоревка". До революции эта земля принадлежала городской управе, которая сдавала участки в аренду обывателям под садовые участки и загородные дома. На планах Бийска конца XIX - начала XX в.в. она обозначена, как "Вихоревская дача." Иногда коренные бийчане называли этот участок берега "Вихоревской переправой", хотя парома здесь не существует по крайней мере несколько десятков лет. Но когда-то, действительно, в этом районе переправляли с Иконниковского острова гурты лошадей и овец, закупаемых в Монголии и Казахстане. На острове с середины XIX века располагался санитарный карантин, где скот браковался ветеринарной инспекцией перед продажей на бийских рынках.

Можно предположить, что русский топоним "Вихоревка" - это результат фонетической адаптации более древнего названия, возникшего, вероятно еще в VIII-VII в.в. до нашей эры, когда на Алтае господствовали европеоидные племена самодийцев. Относящийся именно к устью Бии, первоначально он звучал примерно так - "Би - хара" - что означало - "место (земля) в устье реки". Спустя века топографическая нагрузка топонима была усилена древними тюрками. Словом "хар" ("хяр","кар","яр") они обозначали высокий и обрывистый берег, и поэтому на ряде древнетюркских зыков новый топоним мог звучать, как "Би - хара - ус" - "высокий яр в устье реки". Кстати, вспомним описываемый в чертежах воеводы Годунова 1667-1673г.г. береговой " Красный Яр", локализуемый у слияния Бии и Катуни. А используя широко распространенное в алтайских диалектах монгольское слово "хайра" - "святой", получим другое смысловое значение топонима - "Би - хайра" - то есть "святое устье реки" или "святое место в устье реки". А в XVIII веке русские поселенцы адаптировали этот топоним в более привычную, удобную для языка и слуха Вихоревку. Безусловно, возможны и другие варианты расшифровки, но суть ее останется прежней - обозначение сакральной, священной для окрестных народов местности. Здесь встречалась Бия ("Бий" - алтайское "господин","повелитель") и Катунь (от алтайского "Хатын" - "госпожа", "супруга повелителя") - наиболее почитаемые северными и южными алтайцами реки. Сливаясь, они давали начало еще более величественной Оби - одной из крупнейших рек Евразии. А между их берегами соединялись по меньшей мере две важнейшие, древние дороги, связывавшие Сибирь и Центральную Азию. Конечно же было у слияния Бии и Катуни святилище божествам покровителям и своеобразный торговый центр, куда съезжались "торговые люди" из многих отдаленных земель. И последний штрих к портрету " Вихоревки ". В одном из своих произведений, повествуя о мировом сакральном и эзотерическом значении Алтайских гор, Н.К.Рерих, ссылаясь на древние источники, утверждает, что последняя битва сил добра и зла - Белого Коня и Красного Коня - произойдет именно у слияния Бии и Катуни!

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.