Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Наталья Дмитриева. Бийский пимокат Владимир Кочергин

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Имя изобретателя валенок, нашего соотечественника из Нижегородской губернии, история не сохранила. Доподлинно известно лишь то, что широко распространившиеся в конце 19 столетия валенки, носили все: от дворян и офицеров (валенки официально включены в военное обмундирование Российской Империи) до крестьян.

В советское время валенки были не только обувью горожан, но и частью снаряжения долгосрочных экспедиций на северный полюс, они же были и обувью разведчиков.

Женские валенки того времени столь же непритязательны и однообразны, как валенки мужские, а потому со второй половины 20 столетия популярность этой тёплой войлочной обуви стала стремительно падать. Фабричное производство в настоящее время доминирует и, тем не менее, валенки ручной работы продолжают своё существование: старые сельские мастера по традиции валяют их на продажу. Детские валенки – востребованная часть гардероба с 1920 по 1980-е годы. Однако позже, эта традиционная русская зимняя обувь сходит на нет…

Хотя, ещё памятные  предновогодние морозы лишний раз доказывают: зимой Сибири изнеженный гламур не актуален! В Сибири тем более. Ну, посудите, кто в минус сорок градусов напялит супермодные меховые ботильоны с открытым носком? Форс, он, конечно, мороза не боится, но не до такой же степени... Валенки – вот наше российское всё! Да-да, даже те самые, которые «не подшиты, стареньки», или как их ласково называл и на Руси – пимы, катанки, чесанки, коты... Кстати, триста лет назад искусство «катания» держалось пимокатами в строжайшем секрете и передавалось лишь устным способом – от мастера к ученику,  пимокаты даже язык собственный изобрели, чтобы чужаки их секреты не раскрыли.

 

Старинный рубиль и хитрые старички

В мастерской остро пахнет овечьей шерстью. На огромном столе-верстаке распялен бесформенный черный комок. Пимокат Владимир Кочергин  с ритмичностью метронома стучит по нему здоровой железной приладой.

– Не стучу, а рублю,  – поправляет нас пимокат, который вот уже четыре месяца катает в домашних условиях настоящие валенки. – И не приладой, а рубилем. Вот, посмотрите, какие старинные деревянные рубили нам передавали старики в алтайских деревнях. Боюсь даже предположить: сколько им лет?

Не пытайтесь отыскать во всезнающем Интернете слово «рубиль» – оно там встречается только в контексте денежного знака. Рубиль – это одно из зашифрованных слов, которыми пользовались на Руси пимокаты и означает оно... ну, рубиль и означает. То, чем рубят по шерстяной заготовке, чтобы придать ей форму традиционного валенка. Причем, рубить нужно в течении очень долгого времени – не зря на Руси занимались катанием валенок только мужики. Как наш Владимир Кочергин, в недавнем прошлом обычный безработный, а сегодня – адепт старинного русского учения о тепле. Пройдя курсы валенкокатания, на полученных знаниях он решил не останавливаться, а отправился в путешествие по алтайским деревням – чтобы вызнать у местных старичков-пимокатов особые секреты мастерства.

– Говорят, что старые пимокаты знают и слова особые, и некоторые технологические приемы, – Владимир ловко натягивает кусок черной свалянной шерсти на специальную колодку. – Вот я и решил – пообщаться с ними.

Но старички оказались с лукавинкой, только руками разводили: а, нет у нас, мил человек, никаких хитростей великих – ну, катаем себе пимы потихоньку, отец наш еще катал, да и дед баловался. Стрижешь овечку по осени, да и катаешь себе... – Правда некоторые в конце концов сжалились над молодым пимокатом: парняга столько километров отмахал, надо уважить человека. И вытащили из своих кладовок длинные, деревянные рубили – бери, не жалко. Ими еще наши деды валенки рубили – таких сейчас не делают. Вот Владимир и навез их из своих странствий – целую коллекцию, хоть сейчас в музей прикладных искусств отдавай.

– Я их опробовал на практике – хорошо рубят, – продолжает пимокат. – Правда, решил немного прогресса добавить: сделал по их подобию рубиль железный – им как-то ловчее работать.

В ообщем, обманули старички молодого пимоката: не раскрыли ему своих секретов и слов особых не шепнули – схитрили. А жаль, уходит древнее знание в никуда – как вода в песок. Валенки-то, как утверждает великий историк Карамзин, еще при князе Святославе на Руси катали – все его войско в эту войлочную обувь было обуто. Вот, благодаря таким как Владимир, еще не хиреет в России искусство ручного катания...

– Я на стариков не обиделся, – улыбается Владимир. – У меня свой ум есть, сам в процессе работы до всего дойду. Главное уже понял: валенки нужно катать только с хорошим настроением. Ну, и с уважением к тем, кто в них ходить потом будет. Это, как... Ну, как женщина на кухне пироги печет – будет хорошее настроение и тесто поднимется. Будет не в духе – невкусно получиться. Так и с валенками нашими. Ручная работа всегда особого расположения духа требует.

 

Дизайнерский ход

За последние триста лет технология изготовления ручных валенок совсем не изменилась: на словах-то  сам процесс не сложен, а вот на деле – требует немалой физической силы и долготерпения. Работа – монотонная, физические движения – однообразные.

– Самая лучшая для валенок овечья шерсть та, что стригут осенью, – утверждает пимокат. – Она, правда, с разным мусором идет – колючки репейника, трава, прутики. Но только из такой шерсти валенки и катают. Мы шерсть вычесываем, ну а потом начинается сама работа.

После того, как шерсть вычесали и промыли, ее долго сбивают в единое целое, затем словно из пластилина ваяют форму валенка: так получается заготовка, которую потом долго вываривают в кипятке, чтобы шерсть свалялась еще сильнее. Эта «прокипяченная» заготовка уже напоминает валенок – только гигантского размера. Этого еще горячего «гиганта» натягивают на колодку нужного размера и начинают старательно рубить рубилем, пока он не примет форму нормального валенка. За целый световой день можно «нарубить» две пары симпатичных валеночек. Чем, собственно и занимается Владимир и два его помощника – мнут, рубят, натягивают. Поначалу, говорит, с непривычки руки болели – зато сейчас в тренажерный зал ходить не нужно, мышца пошла...

-Мы в этом году промахнулись с сырьем, – вздыхает Владимир. – Слишком поздно поехали по деревням, фермеры овец уже остригли, а ненужную шерсть сожгли. Приезжаем, а они только руками разводят: ну, где вы были раньше-то? Удалось, конечно, подсобрать шерсти, но в следующем году поумнее будем...

Валеночки у Владимира получаются на загляденье: аккуратные, мягонькие, уютные... И цветовая гамма – приятная, как выразились бы дизайнеры – «экологически выдержанных расцветок». Беленькие, черные, серые. А в валенках, которые на рынках продаются, иногда можно заметить красный и синий ворс...

– Это синтетика, – улыбается мой собеседник. – Где же вы видели овечек с красной и синей шерстью?

Между прочим, ошибкой будет думать, что Владимир катает допотопные валенки, в которых нога болтается, как карандаш в стакане. Валенки-то у него – дизайнерские, когда каждая пара – на заказ. Да еще с разными украшениями – в виде затейливых тесемочек, вышивки, стразиков и прочей гламурной канители, которую так любят девчонки всех возрастов. Вот, к примеру, у меня на ладони пригрелись маленькие валеночки – беленькие, с цветной аппликацией в «чукотском» стиле.

– Когда нужно выполнять такой заказ, я зову на помощь женщин, – откровенничает пимокат. – Ну, не понимаю я в этих фиглях-миглях. А женщины нутром красоту чувствуют, вот и украшают по моей просьбе. Иногда девчонки сами раскрашивают свои валенки, поэтому предпочитают брать белые, низкие, – говорят, что так модно. Я не спорю, модно так модно. Нужно – скатаю узкие, низкие или наоборот – высокие, с широкой голяшкой. Мы же руками работаем, все, что нужно из шерсти вылепим.

А вот сам пимокат как в той пословице, где сапожник без сапог: ходит не валенках, а в зимних штиблетах. Говорит, что разули его недавно. Прямо на улице.

– Иду по селу, а навстречу мой знакомый, – смеется Владимир. – А я только себе валенки скатал – новые, мягкие. Он увидел и в меня буквально вцепился: отдай, а?! Ну, мне ходить не в чем, ноги мерзнут, ну отдай, ты себе скатаешь новые! У меня сердце доброе, пришел домой, снял, отдал. Теперь мерзну. А скатать себе некогда.

Вздохнув, Владимир взялся за рубиль: пока светло, нужно успеть «срубить» еще одну пару. А потом поставить валенки в сушку – на пятнадцать-шестнадцать часов. Работы – вал.... А на улице-то, морозец крепчает, народу в модных ботиках холодно...

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.