Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Учитель. К 90-летию В. Н. Данкова. Подготовил С. Павлов

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Учитель
 К 90-летию В. Н. Данкова
С фотографии 10-летней давности на нас смотрит пожилой человек с доброй и чуть озорной улыбкой, а умные, не по возрасту живые глаза его как бы спрашивают нас, сегодняшних: «Ну, как вы тут, ребята?..»
И мы, «его ребята», каждый по-своему, но одинаково тепло и с ноткой грусти вспоминаем этого замечательного человека, всю жизнь посвятившего, наверное, самому благородному делу – воспитанию воспитателей детей, будущего нашей страны.
ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ ДАНКОВ. Сегодня ему исполнилось бы 90 лет. 8 лет не дожил он до этого славного юбилея. Но те неполные 82, что были отпущены ему Всевышним, вместили многое: трудное детство без отца (его, сельского священника, арестовали в 1929), учебу в тамбовском училище и работу учителем в прифронтовой области; долгую, на полжизни, дорогу к кандидатской диссертации, позволившей ему на рубеже своего 50-летия вновь возглавить любимый филфак, но уже не в пединституте, а в Кемеровском государственном университете (а в общей сложности Василий Николаевич более двадцати лет руководил факультетом). Наконец, то огромное количество студентов, обучавшихся на факультете в эпоху Данкова, учеников, глубоко уважавших, беззаветно любивших его и называвших меж собой не иначе, как НАШ ДЕКАН или ОТЕЦ ВАСИЛИЙ.
В когорте учеников Данкова есть ученые, политики, писатели, ответственные чиновники, священнослужители, офицеры. Он гордился ими, живо интересовался судьбой каждого, но более всего он ценил труд простых сельских учителей. Как не вспомнить классика: он к ним «…милел людскою лаской». Не раз приходилось слышать его слова в их защиту и поддержку: «Они там, где они нужнее всего. Им трудно, потому что они готовят наше будущее…»
А тем, кто разошелся с НАШИМ ДЕКАНОМ во времени, сегодняшним студентам факультета журналистики и филологии (так теперь называется филфак), имя этого человека помогают сохранять именная стипендия имени В. Н. Данкова и кабинет имени В. Н. Данкова, до недавне- го времени существовавший на факультете. Но главное, что позволяет нам сохранить образ этого удивительного человека и педагога – память, простая человеческая память. Она неизбывна, а грусть наша светла…
Сергей Павлов(выпуск – 1974 г.), член Союза писателей России, член Союза журналистов России, подполковник милиции в отставке, г. Кемерово
 
«И пусть сегодня, в день, когда Учителю исполнилось бы 90 лет, свое слово скажут его благодарные ученики, которые с гордостью называют себя «птенцы гнезда Данкова»…»
 
Наталья Герасимова (Волошина) (1974 г.), старший преподаватель кафедры литературы Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, дочь писателя А. Н. Волошина, лауреата Государственной (Сталинской) премии, г. Кострома.
 
 «…Мне по-настоящему повезло учиться на филологическом факультете Кемеровского педагогического института в 1970-1974 годах. Нас учили и опытные педагоги, такие как В. М. Потявин, А. М. Микешин, и молодые, влюбленные в науку Т. В. Артемьева, Н. П. Трофимова, Д. А. Сокольникова, И. А. Днепрова. Благодаря нашему декану на факультете царила атмосфера доброжелательности, какого-то духовного подъема…
 И тогда, когда я была студенткой, и позже, когда уже работала после аспирантуры на кафедре литературы, я не раз убеждалась, что «отец родной» – очень точное именование людей, подобных Василию Николаевичу. И иронический оттенок ничуть не меняет его существа. Он был заботливым опекуном своих студенческих чад, щедро отдавал им знания, время и силы. Те воспоминания, которыми я хочу поделиться, как раз об этом. А назову свой рассказ так: «Старославянский язык и новогодняя курочка»…
 В зимнюю сессию 1971 года среди прочих трудных и обширных дисциплин, которые предстояло нам осилить, был настоящий «монблан» премудрости: старославянский язык. И ведал этим «монбланом», как и порядком на всем факультете, Василий Николаевич Данков. К моменту сдачи экзамена мы были уже хорошо знакомы с его отеческой заботой о каждом студенте. Но и о строгости, а порой и гневливости по отношению к ленивым и бестолковым, тоже знали. Готовились к экзамену серьезно, благо лекции Василия Николаевича были отличными: все в них было кратко, ясно, четко. Но запомнить, выучить наизусть предстояло огромный материал...
… Уже давно идет экзамен, а мы с подругой, Людочкой Зленко, все не можем оторваться от тетрадок с лекциями. Еще и еще раз перечитываем: первая палатализация, вторая палатализация, падение редуцированных, аорист…Проходит час за часом. Все! Мы заходим в числе последних…
 Сам экзамен помню плохо. Кажется, мне достался текст про тещу Петра, лежащую в горячке. Почему она лежит в горячке и кто ее исцеляет? – смысл Евангелия откроется мне много позже. А тогда главными для меня были формы слов и времена глаголов. Я и сама тогда, как евангельская теща Петра, была в горячке. Но хорошо помню, как менялось выражение лица Василия Николаевича. Он смотрел то хмуро-удивленно, чуть откидываясь на спинку стула, когда я заикалась и путалась, то улыбался и ободряюще кивал головой: «Да не бойся! Все правильно!» Наконец мы с Людой выходим из кабинета. Сдали!... За окнами давно темно. В просторном коридоре нашего заискитимского индивидуально-филфаковского корпуса было пусто и тихо. На часах девять вечера. Не помню зачем, но перед уходом мы заглянули в деканат. Там на шкафу лежала сетка-авоська с сырой курочкой и стояла бутылка шампанского. До Нового 1972-го года оставалось часа три…
 Увы! Если вспомнить особенности работы тогдашнего кемеровского транспорта, у бедной птицы было мало шансов попасть к новогоднему столу в приличном, то есть хорошо прожаренном виде! Тогда мне показалось это подвижничество декана (в предновогоднюю ночь принимать зачеты почти до звона курантов!) своеобразным чудачеством и чрезмерной требовательностью к бедным школярам. Много позже я поняла, что такова была натура нашего учителя: высочайшая ответственность за порученное дело, удивительная увлеченность им, безжалостная требовательность к себе и студентам. Видимо, он сильно хотел, чтобы его студентки с хорошим настроением и чувством исполненного долга сели в эту ночь на праздничный стол. В итоге, так оно и случилось…
…Уже потом я представляла, как по ночным заснеженным кемеровским улицам спешит наш Василий Николаевич к своей семье, невероятно уставший, с сырой курочкой в авоське и бутылкой шампанского. А домочадцы терпеливо ждут его у новогоднего стола, давно привыкшие к тому, что главным в жизни их отца и мужа всегда оставались его работа и ученики, его долг и призвание Учителя».
Ольга Евдокимова (Полякова), 1974 г., сельский учитель, директор школы, глава сельского поселения, Гурьевский район, село Малая Салаирка.
Сергей Евдокимов(1974 г.), сельский учитель, директор школы, краевед, Гурьевский  район, село Малая Салаирка:
 
 «…Более сорока лет прошло, а все помнится, как на выпускном вечере мы, парни курса (а всего-то нас было четверо!), попросили Василия Николаевича сказать, что же нас ждет впереди. Он говорил, а мы, молодые, горячие, верили и не верили своему декану. Но жизнь показала, что он был прав в своих прогнозах. А прозорливость эта объяснялась тем, что он каждого своего студента хорошо знал, чувствовал и всегда мог поддержать в трудную минуту. Он заботился не только о нашем быте, о наших стипендиях, но и о духовной жизни своих студентов. Только на филфаке был женский хор, которым руководил известный дирижер Зданевич. А инициатором этого был наш декан! Какие смотры художественной самодеятельности проходили в университете, и чаще всех там побеждал филфак. А наша стенгазета была длиною более 10 метров... Нет, нам не скучно было с нашим деканом!
…Мне он тогда сказал: «Ты, Сережа, в деревне родился, там твои корни. Будешь со своей Олей жить дружно, учить сельских ребятишек, а друзья будут приезжать к вам, чтобы отдохнуть от суеты городской. У вас будет все хорошо, не пожалеешь…»
Так оно и случилось. С женой Ольгой (в девичестве - Поляковой), однокурсницей, мы уже сорок три года вместе. Двое взрослых детей. Все это время мы работали в сельских школах: учителями, директорами… Я увлекся краеведением, музей при школе создал, брошюры пишу, редактировал книгу о Гурьевском районе. А все это – от любви к родному языку, что привил мне, да и не только мне, Василий Николаевич. И друзья нас часто навещают…
Лет десять назад я был у Василия Николаевича в гостях. Узнал меня, обнял… Уже позднее в разговоре только одной фразой и напомнил тот наш давний разговор: не пожалел, что в селе живешь и работаешь? То-то же…
… Требовательный, строгий, он по-отечески относился к своим студентам, но терпеть не мог лодырей и приспособленцев. Им было трудно на факультете… Многие девчата на первом курсе его просто боялись, на втором – начинали понимать, а уж потом, поняв, влюблялись безоглядно. Говорю так, потому что коллектив-то у нас был девический, влюбчивый, а свои эмоции девушки прятать не умели. Потому и говорят до сих пор о нашем декане с такой теплотой и нежностью. Женское сердце не обманешь, оно всегда доброту чует…»
Светлана Жилкина(выпуск – 1971 г.), директор школы, гор. Кемерово:
 
«Мы – счастливое поколение студентов: филологии нас учил Василий Николаевич Данков…»
 
Надежда Костромина (Подчезерцева), 1976 г., сельская учительница, с. Березово, Кемеровский район:
 
«…Этобыл удивительныйчеловек, профессионал высочайшего класса. Он был для меня и остается образцом человеческой мудрости. Как он мог чувствовать человека!.. Он был титаном, хранителем науки, щедро раскрывающим ее тайны тем, кто этого хотел, кто тянулся к свету, к знаниям…»
Светлана Антонова (Курносова)(1974 г.), доцент кафедры Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, кандидат филологических наук, Белоруссия:
 
 «… Ипостась этого человека, наверное, можно выразить по-разному: Профессионал, Мастер, Маэстро, Гуру, Гроссмейстер, Мэтр… А он был просто хорошим и добрым человеком, замечательным лингвистом, той незаурядной личностью, рядом с которой нам посчастливилось быть в годы обучения на филфаке в Кемеровском пединституте, а позднее – университете... Как-то в разговоре, что состоялся на 1-м курсе, он так сказал о том, что ждет нас в вузе: "Учиться на филфаке трудно. Надо очень много читать, понимать, трудиться каждый день: над книгой, над собой. Если это не любишь – не иди сюда, незачем, выгод здесь никаких... Любишь? Твоё это? Тогда будет очень интересно, тогда это твое и на всю жизнь!"
 Наверное, не все и не сразу мы смогли понять глубину и справедливость его слов, но жизнь подтвердила их правоту, и сейчас я сама порой говорю это своим студентам, не опасаясь плагиата…
 … Бывший в курсе всех событий на факультете, знавший каждого студента, он, казалось, был одинок и среди коллег, и в кругу студентов: его внешняя суровость, неулыбчивость, категоричность в суждениях порой озадачивали и пугали нас. Лишь на старших курсах мы начинали понимать, что за всем этим в его душе таилась неиссякаемая доброта, неравнодушное отношение к жизни, к людям, и это понимание вызывало огромное уважение и благодарность к этому человеку, к нашему Учителю, которые мы храним по сей день…»
 Александр Маркидонов, студент филфака КемГУ, 1972-1976 гг., доцент Санкт- Петербургской духовной академии, гор. Санкт-Петербург:
 
«… Василий Николаевич – человек сердечной, страстной, почти мучительной заинтересованности в людях, его окружающих. Мог быть олицетворением "бури и натиска". Он излучал тепло отеческой нежности и доверительной открытости… Дивный лектор с живейшим чувством и знанием стихии и строя древнерусской речи. Светлая Вам память, дорогой Учитель!»
Тамара Наумова, 1976 г., сельская учительница, Топкинский район:
 
«… Мне уже тогда было много лет, и потому я училась на заочном отделении филфака, одновременно работала в сельской школе. Василий Николаевич так вдохновенно, так убедительно давал нам свой предмет (старославянский язык и историческую грамматику), что вернешься домой с сессии, а в голове вертятся парадигмы древних глаголов и существительных… Трудно было на его занятиях, но интересно…
… А в общении Василий Николаевич был удивительно обаятельным человеком. Это мы в полной мере поняли, когда он ходил с нами по грибы в деревне Пинигино. Слава Богу, что он был в нашей жизни!...»
 
Студенты 2-го курсаИнна Баумтрок, Анна Марко, Виктория Матяж, Ольга Подолякина и Светлана Стебунова получают именную стипендию им. В. Н. Данкова, которая была учреждена по инициативе Администрации Кемеровской области в 2004 году.
 
 Инна Баумтрок, Виктория Матяж: «Нам недовелось учиться уВасилия Николаевича Данкова, но уже на 1-м курсе нам полно и душевно рассказали о нем, водили на экскурсию в лингвометодический кабинет, названный его именем, где хранится его личная библиотека, фотографии и воспоминания его выпускников и коллег. Мы поняли, что это был строгий, но справедливый преподаватель и декан, что он воспитал не одно поколение кузбасских учителей русского языка и литературы, ученых-филологов, журналистов. Василия Николаевича любили, уважали и коллеги, и студенты, а корпус, где когда-то находился факультет, студенты до сих пор называют не иначе, как «Данковка». 
Как в политехе студенты говорят: сдал сопромат – можешь жениться! Так и у нас на факультете многие годы живет поговорка: сдала старославянский и историческую грамматику – можешь выходить замуж. А появилась она в эпоху Данкова. Мы гордимся, что являемся обладателями стипендии им. Василия Николаевича Данкова и бережно храним память об этом замечательном человеке и мудром учителе». 
 
Ирина Федорова (Видякина), 1974 г., замглавы Кемеровской области (1993-1997 г.г.) зам. главы города Кемерова (1998-2012 г.г.), гор. Кемерово:
 
« …До сих пор множество ярких впечатлений и воспоминаний остается в памяти о нашем декане, Данкове Василии Николаевиче…
 … Как интересно, как заразительно он читал свои лекции по старославянскому и древнерусскому языкам!.. Он, наш декан, казалось, насквозь видел каждого из нас, но иногда был так доверчив, что попадался на наши маленькие студенческие хитрости. Понимая, что многие из нас нуждаются в простом человеческом участии, сочувствовал и помогал по-отечески. Хотя и строг бывал!.. А все потому, что хотел видеть в нас настоящих УЧИТЕЛЕЙ. И спасибо Вам, Василий Николаевич, за те уроки мудрости и доверия, за школу становления».
 
Ирина Фролова (Барышникова) (1975 г.), преподаватель Кемеровского колледжа культуры и искусства, Заслуженный учитель российской Федерации, поэт, член Союза писателей России:
 «…А в имени его таился знак,
 И царственность в глаза бросалась сразу:
 И внешность (словно это Бог и Маг),
 И мощные, отточенные фразы!»
  И. Фролова
 
 Василий Николаевич Данков… Мы боялись его и боготворили; трепетно слушали, что он говорил, а делали по-своему: так всегда бывает в семьях, где дети любят родителей, но побаиваются их в гневе. И у нас было все как в настоящей семье! А мудрость, требовательность и справедливость нашего декана-отца мы оценили в полной мере уже потом… Мои подруги - однокурсницы достойно работали, а многие и сейчас продолжают свою деятельность в учебных заведениях области и за ее пределами, «сея разумное, доброе, вечное», как этого хотел Василий Николаевич. Очень надеюсь, что мы его не подвели и не разочаровали…»
 
 Людмила Ходанен(1970 г.), доктор филологических наук, профессор кафедры истории и теории литературы и фольклора КемГУ, гор. Кемерово:
 
«… Василий Николаевич Данков был деканом филологического факультета в период его «золотого века». Будучи яркой сильной личностью и блестящим филологом, он в высшей степени соответствовал той должности, которую он занимал многие годы в пединституте и университете – декана факультета. Он был настоящим лидером, которому безоглядно верили и студенты, и его коллеги-преподаватели.
 Замечательный лингвист, он так упоенно читал свои лекции по старославянскому и древнерусскому языкам, что смог подавляющее число своих студентов влюбить в наш родной русский язык. Он любил, знал и воспринимал русскую литературу как духовное наследие великого народа и как высшую форму национального языка, считал, что только великий язык может дать миру великую литературу.
Вечная ему память от благодарных учеников!
 
Подготовил С. Павлов
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.