Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Людмила Боголепова. Формирование научно-педагогической интеллигенции Кузбасса (1950-1960-е годы)

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Столица Кузбасса сегодня не только крупный промышленный, но и культурный, образовательный, научный центр Сибири. Высшие учебные заведения Кемеровской области за годы своего существования внесли немало ярких страниц в трудовую летопись Кузбасса, неоценима их роль в жизни края, в создании интеллектуальной, творческой базы для развития экономики, образования, социальной и духовной сфер. 
2018 год – юбилейный год для области. Говоря о высших учебных заведениях столицы Кузбасса, мы не можем не вспомнить историю их создания, историю формирования научно-педагогической интеллигенции, основателей научных школ и направлений, которые стояли у истоков формирования науки в Кузбассе.
 Высокое признание вузам области обеспечили своим бескорыстным трудом несколько поколений ученых, преподавателей, сотрудников. Некоторые из них продолжают плодотворно трудиться и сегодня. 
Образование Кемеровской области в 1943 г. способствовало развитию индустриализации края. На предприятиях Кузбасса увеличились добыча угля, выпуск металла, необходимой для фронта продукции. В связи с этим усилилась потребность в высококвалифицированных специалистах в разных областях экономики, особенно не хватало инженерных кадров. Сибирский металлургический институт им. Серго Орджоникидзе, находящийся на юге области, готовил специалистов для горной и металлургической промышленности.
Послевоенные годы – период активного восстановления народного хозяйства Кемеровской области. Одной из насущных проблем было становление столицы Кузбасса – города Кемерова как крупного научно-образовательного, вузовского центра. Весной 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был принят IV пятилетний план по развитию народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. Огромные задачи были поставлены перед экономикой Кемеровской области. Согласно этому плану добыча угля в Кузбассе должна была возрасти с 29 млн. тонн до 40 млн. тонн. Для этого предусматривалось строительство тридцати новых шахт и ряда обогатительных фабрик, развитие открытого способа добычи угля. И в короткие сроки начали добычу такие угольные разрезы, как «Краснобродский» (1948 г.) и «Бачатский» (1949 г.). Одновременно со строительством новых промышленных объектов в Кузбассе росли города и формировались поселки городского типа со своей инфраструктурой: увеличивалось число средних школ, школ рабочей молодежи, больниц, детских садов, культурно-просветительных учреждений. И везде требовались образованные, профессиональные кадры . 
Первоочередной задачей было открытие технического вуза. В газете «Кузбасс» от 13 апреля 1947 г. инженер, к.т.н. Рутман в статье «Кузбассу необходим политехнический институт» писал: «Ведущие промышленные предприятия области укомплектованы дипломированными инженерами и техниками только на 35 %, причем количество инженеров составляет 15%...». И далее: «Из всех начальников участков шахт комбината «Кузбассуголь» высшее образование имеют только 4,3%...» . В 1950 г. было подписано Постановление Совета Министров СССР об открытии Кемеровского горного института. До середины 1950-х гг. инженерный корпус угольных предприятий Кузбасса пополнялся в основном выпускниками Томского политехнического и Сибирского металлургического институтов, а также выпускниками вузов Урала, Донбасса и других регионов страны. 
Переход к мирному строительству позволил повысить внимание и к вопросам народного образования. По IV пятилетнему плану в Кузбассе предусматривалось строительство 950 школ за счет финансирования из областного бюджета. Ассигнования возрастали из года в год. В 1946 г. – 116 млн. руб., в 1948 г. – 150 млн. руб., в 1950 г. –197,7 млн. руб. После жесточайшей войны, через пять лет ассигнования возросли более чем в 1,7 раза. Кемеровской области требовалось не только увеличение численности учительских кадров, но и повышение уровня их подготовки. В начале пятилетки из 9370 учителей области только треть имела специальное педагогическое образование, в том числе 505 человек – высшее. Даже при заниженных требованиях, предъявляемых при подборе педагогических кадров, в школах не хватало 637 учителей. Педагогические кадры для школ, техникумов, училищ области готовили в это время Новокузнецкий (Сталинский) педагогический институт, Кемеровское, Мариинское и Новокузнецкое педагогические училища. Большинство выпускников школ области стремилось поступать в вузы Томска и Новосибирска, а также европейской части России. Все эти проблемы для системы профессионального образования в Кузбассе после окончания войны необходимо было решать в короткие сроки. Необходимость повышения качества подготовки учительских кадров и обеспечения школ области достаточным количеством квалифицированных педагогов привела к решению об открытии педагогического института. Постановление Совета министров СССР от 11 августа 1952 г. и Совета министров РСФСР от 19 августа 1952 г. явились законодательной основой для открытия 1 сентября 1953 г. Кемеровского государственного педагогического института (КГПИ). Государство серьезно осознавало пользу и отдачу от четко организованной образовательной системы и науки в Кузбассе . 
Для развития здравоохранения на территории промышленного Кузбасса в 1955 г. был открыт Кемеровский государственный медицинский институт. Немало сил было вложено в формирование профессорско-преподавательского состава, организации образовательного процесса, научно-практической деятельности и становления вуза. В 1956 г. был проведен первый набор студентов на лечебный факультет. В 1958 г. открылся стоматологический факультет, а в 1963 г. – санитарно-гигиенический. 
В 1960-е гг. в Кемеровской области наметился бурный рост культурно-просветительных учреждений, клубного движения, появилось большое количество художественно-творческих коллективов. Остро встал вопрос о наличии высокопрофессиональных кадров в сфере культуры. И в 1969 г. Министерство культуры РСФСР приняло решение открыть в г. Кемерово институт культуры, который стал первым высшим учебным заведением культуры Западной Сибири. Институт готовил кадры для учреждений культуры Кемеровской, Новосибирской, Томской, Омской областей и Красноярского края. 
Итак, в 1950-1960-ее годы в г. Кемерово было 5 высших учебных заведений, что дает основание говорить о становлении и развитии в области системы подготовки высокопрофессиональных специалистов в разных областях экономики, культуры, здравоохранения, образования. 
1. Кемеровский горный институт (1950 г.). Впоследствии Кемеровский государственный политехнический институт (1965 г.), с 1993 г. – Кузбасский государственный технический университет. 
2. Кемеровский государственный педагогический институт (1953 г.). С 1974 г. – Кемеровский государственный университет.
3. Кемеровский государственный медицинский институт (1956 г.). С 1995 г. – Кемеровская медицинская академия, с 2016 г. – Кемеровский государственный медицинский университет. 
4. Кемеровский государственный институт культуры (1969 г.). С 1994 г. – Кемеровский государственный институт искусств и культуры, с 1999 г. – Кемеровская государственная академия культуры и искусств, с 2005 г. – Кемеровский государственный университет культуры и искусств, с 2015 г. – Кемеровский государственный институт культуры.
5. Кемеровское высшее военное командное училище связи (1968 –2009 гг.).
За годы своего существования менялся статус высших учебных заведений, но они непрерывно развивались, создавая и сохраняя лучшие вузовские традиции, опираясь на опыт и мудрость предыдущих поколений, поддерживая все новое и прогрессивное. История становления высшего образования Кемеровской области – это часть истории культуры, формирования научно-педагогической интеллигенции, становления системы подготовки высококвалифицированных кадров Кузнецкого края, Сибири. Открытие вузов способствовало росту научных исследований, созданию научных школ и направлений. Учеными Кузбасса за все это время получены выдающиеся результаты в различных областях знания, в том числе в приоритетных направлениях науки и технологий. 
Экономике Кузбасса с каждым годом требовалось все больше квалифицированных кадров в области сельского хозяйства и пищевой промышленности. Деятельность существующих предприятий и ввод новых производственных объектов были затруднены из-за нехватки специалистов с высшим образованием. В 1972 г. был открыт Кемеровский институт пищевой промышленности, в 1982 г. – Кемеровский филиал Новосибирского сельскохозяйственного института (с 2002 г. Кемеровский сельскохозяйственный институт становится самостоятельным вузом).
В этой статье мы подробно рассмотрим формирование научно-педагогической интеллигенции опорного вуза Кузбасса – Кемеровского государственного университета (КемГУ), который прошел несколько этапов своего развития от небольшого провинциального техникума до одного из крупнейших университетов Сибири. Он является историческим преемником Кемеровского педучилища (1928-1949 гг.), Кемеровского учительского института (1949-1953 гг.) и Кемеровского пединститута (1953-1973 гг.). Динамика становления КемГУ, отраженная в его хронологии, дает представление о развитии образования в этот период времени в регионе. Поэтому так важно изучить, осмыслить накопленный опыт, сохранить историко-культурное наследие вузов как органическую часть национального богатства и передать его из поколения в поколение.
С созданием Кемеровского педагогического института (КГПИ) интенсивно началось формирование профессорско-преподавательского состава. Наибольшие трудности вызывало укомплектование подготовленными высокопрофессиональными кадрами, имеющими педагогический стаж работы в высших учебных заведениях. На закрепление кадров влияло несколько факторов: сложные условия работы (нехватка учебных помещений, необходимой научной литературы, учебников для студентов и методических пособий), отсутствие благоустроенного жилья, значительное удаление места работы от центра города и т.д. В первый год открытия в пединституте было всего 2 факультета: русский язык и литература и физико-математический.
Формирование научно-педагогической интеллигенции в 1950-1960-х гг. проходило по следующим направлениям. 
1. Реорганизация учебного заведения. Основу педагогического коллектива созданного института составляли 18 преподавателей, которые работали в учительском институте. Образовательный уровень сотрудников был достаточно высоким. Однако среди них не было ни одного преподавателя с ученой степенью или званием, опытом работы в вузах. Это были выпускники Томского, Новосибирского, Московского педагогических институтов, Харьковского, Ленинградского, Томского государственных университетов: А. Р. Хоник, Г. К. Мальцева, Т. Л. Шатурина, Н. А. Лебедева, А. Т. Мошонкина, Е. К. Кузнецова, Г. В. Кирьякова, Е. П. Молчанова, Н. Н. Благова, А. Я. Самойлова, А. Б. Аронов, Ф. С. Мальцев, А. М. Ерохин, М. Е. Инкудинова. Четверо преподавателей  впоследствии защитили кандидатские диссертации, активно занимались научной деятельностью: В. М. Потемкин (к.и.н., 1956 г.), М. В. Федоринов (к.п.н., 1966 г.), Л. В. Алексеева-Бардина (к.ф.н.,1970 г.), Р. Г. Круссер (к.и.н., 1971 г.). 
2. Командирование с опытом работы в высшем учебном заведении, с ученой степенью или званием. Представителем этого направления был профессор Николай Николаевич Арденс (1890–1974), работавший в учительском институте с 1949 по 1952 гг. заведующим кафедрой русского языка и литературы. Работу в Кузбассе совмещал с преподавательской деятельностью в Московской военной академии. Выпускник историко-филологического факультета Киевского университета (1916 г.). До приезда в Кемерово был уже сложившимся ученым, автором 14 книг. Главные его труды были связаны с изучением творчества Л. Н. Толстого. Выпускница учительского института, заслуженный учитель РФ, почетный учитель Кузбасса М. Н. Ештокина в своих воспоминаниях пишет: «Лекции Н.Н. Арденса были незабываемыми часами общения с человеком высокой эрудиции и личного обаяния и, как правило, заканчивались аплодисментами слушателей. Он никогда не пользовался конспектами. Внутренняя культура, великолепная манера преподнесения материала пленяли студентов. Арденс внес в наши знания столько нового, что, казалось, заново открывал мир поэзии и прозы. Уже будучи преподавателем литературы, я многое использовала из его методики преподнесения материала, общения со слушателями».
3. Приезд в пединститут высококвалифицированных специалистов из репрессированных. Вторая половина 1940-х – начало 1950-х гг. в общественно-политической жизни СССР характеризуются как новая волна массовых репрессий, связанных с кампанией по борьбе с космополитизмом. В числе пострадавших в эти годы оказались и представители научно-педагогической интеллигенции. Под разными предлогами неугодных ученых и преподавателей вытесняли из столичных и центральных вузов страны. В лучшем случае они получали от Министерства просвещения направления в периферийные, молодые вузы. В декабре 1952 г. на работу в институт приехал профессор Исай Павлович Шмидт и был зачислен на должность профессора кафедры педагогики и истории. К моменту приезда в Кемерово он имел более 20 научных работ, опубликованных как отдельными брошюрами, так и в журналах. Единственный профессор среди преподавательского состава института, он читал лекции по истории, выступал с научными докладами на ученом совете института и в студенческих аудиториях, оказывал помощь молодым преподавателям в их научной и учебной работе. Преподавал до августа 1955 г. В связи с реабилитацией откомандирован в распоряжение Министерства просвещения РСФСР.
Первые профессора, преподававшие в институте, оказали огромное влияние на становление личности молодых преподавателей, студентов. У них учились методике преподавания в высшей школе, организации научно-исследовательской работы. Профессора привлекали внимание всем своим обликом, манерой поведения и общения с окружающими их людьми.
4. Приглашение преподавателей из других вузов с опытом работы в высших учебных заведениях, с ученой степенью. Директором КГПИ был назначен к.т.н. В. С. Постников, работавший до этого деканом горного факультета Кемеровского горного института. В первый год работы вуза были приглашены преподаватели из Ленинградского, Московского, Ростовского, Самаркандского пединститутов: к.ф.н. А. И. Павловский, к.б.н. С. З. Хайт, к.м.н. И. С. Понизовский, к.п.н. – О. М. Мерзлякова А. П. Альбицкая Б. П. Тетюков, М. А. Мкртычева, А. П. Бландова. С образованием историко-филологического факультета в 1954 г. вуз пополнился профессиональными научными кадрами из разных городов страны: к.ф.н. А.А. Юдин и к.и.н. Б.Е. Рыськин (Рязань), к.и.н. С. Н. Помчалова (Казань), к.ф.н. А.Л. Васильевский и к.и.н. В.Т. Константинов (Москва), к.и.н. В.Г. Мирзоев (Новосибирск), к.п.н. К. Ф. Боченков (Брянская область), к.и.н. Б.Г. Рубин (Ростов), к.и.н. В. Ф. Манаенков (Воронеж), к.и.н. З.Г. Карпенко (Сталинск), к.п.н. А.В. Смолин и к.ф.-м.н. П.Т. Николаенко (Барнаул), к.ф.н. – В.М. Блюменфельд, Т. М. Макарова, К. А. Шилова. 
Увеличение набора студентов, рост преподавательского состава сопровождался крупными структурными изменениями. Открывались новые факультеты: факультет дошкольного воспитания (1960 г.), факультет иностранных языков (1962 г.), химико-биологический (1963 г.), факультет физического воспитания (1964 г.). В 1964 г. была проведена реорганизация первых факультетов. Открылись филологический, исторический, математический, физический факультеты. В связи с этим были приглашены ученые из Московского, Ленинградского, Рязанского, Новокузнецкого пединститутов, Томского университета, Кемеровского горного института, Кемеровского мединститута, Кемеровского филиала ВЗФЭИ: к.и.н. – Н.П. Оборин, Г.Г. Халиулин; к.ф.н. – К.П. Орлов, З.П. Никулина, В.М. Бирман, Г.И. Коротких; к.п.н. – И. Ф. Сивкин, Н. Н. Чистяков, В.Ф. Громыко; к.м.н. А. А. Чашников; к.б.н. Э. М. Казин; к.э.н. – П. Н. Титов, В. П. Иванцов. 
5. Молодые перспективные специалисты, направляемые Министерством просвещения РСФСР, в том числе кандидаты наук. 
В 1950-е гг. в пединститут приехали молодые специалисты – кандидаты наук, защитившие диссертации в разных вузах страны: к.и.н., фронтовики – А.Ф. Гоголин, П.К. Редькин, И. М. Костин (Москва), к.и.н. Н. А. Рощина и к.ф.н. А. М. Микешин (Москва); к.и.н. Т. П. Костина (Томск); к.п.н. М.И. Ярославский (Киев). Институт пополнился и молодыми специалистами – фронтовиками, которые впоследствии защитили диссертации: В.Л. Соскин из Ленинградского университета (к.и.н., 1957 г.); Г.П. Медведев из Ростовского института (к.п.н.,1963 г.); К.П. Мацуков из Казанского университета (к.ф.-м.н.,1977 г.); А.И. Мартынов (к.и.н.,1963 г.) и В.Н. Данков из Московского пединститута (к.ф.н.,1975 г.); Ш. Н. Нутфуллин из Казанского пединститута (к.ф.-м.н.,1973 г.). 
В 1960-е гг. – К.В. Меркурьев из Иркутского университета (к.ф.н., 1973 г.); выпускник Кемеровского пединститута М.А. Вассергиссер (к.э.н., 1978 г.). Ученый-краевед Д. В. Кацюба (1921-2004) проработал в вузе с 1960 по 2004 гг. Выпускник Ленинградского пединститута (к.п.н., 1966 г.). Благодаря его подвижническому труду был собран ценнейший материал по истории городов и сел Кемеровской области, по материальной и духовной культуре малочисленных народов Кузбасса – телеутов и шорцев. 
Таким образом, научно-педагогическая интеллигенция Кемеровского пединститута наиболее интенсивно формировалась в 1950-е гг. в основном из западных регионов страны – Москва, Ленинград, европейская часть России. Профессорско-преподавательский состав был разнородным – от московского аспиранта до ученого-«космополита» с мировым именем. Условия формирования в периферийном вузе закладывали новый тип интеллигента, оторванного от привычного места учебы, работы и который должен был приспосабливаться к иным условиям. Но их всех объединяло одно – сопричастность к становлению и формированию высшего профессионального образования в Кузбассе. Многие из ученых, прибывших в это время в вуз, посвятили всю свою жизнь родному вузу. Небольшая часть преподавателей покидали вуз под предлогом написания кандидатских диссертаций в аспирантурах г. Москвы и других городах страны. 
В 1950-1960-х гг. в пединституте работали 24 кандидата наук, принимавших участие в Великой Отечественной войне . Их вклад в формирование традиций патриотического воспитания студенческой молодежи, как будущей интеллектуальной элиты общества, имел самую высокую цену. Своей преданностью идеалам Отечества, своим бескорыстным трудом и честнейшим отношением к жизни фронтовики явили беспрецедентный пример для тех, кто имел счастье общаться с ними.
В 1960-е гг. было больше приглашенных специалистов из сибирских вузов, в том числе вузов Кемеровской области. Это период окончательного формирования профессорско-преподавательского состава КГПИ. Стабилизируется работа кафедр. Интенсифицируется научно-исследовательская деятельность молодых ученых. Завершаются работы над докторскими диссертациями. Проводятся первые крупные научные конференции в стенах КГПИ. Широко печатаются научные труды преподавателей. Укрепляется материальная база вуза. 
С первых лет существования Кемеровского пединститута вся деятельность вуза была направлена на то, чтобы обеспечить специалистами с высшим образованием основные отрасли науки, образования, культуры в Кузбассе. Для этого требовались кадры высшей квалификации: доктора, профессора, кандидаты наук, доценты. В 1963 г. была открыта аспирантура и начата подготовка научных кадров, прежде всего для высшей школы Кузбасса. В 1965 г. защитили докторские диссертации З. Г. Карпенко и В.Г. Мирзоев – основатели исторической науки в Кузбассе и первые доктора наук, профессора КГПИ. 
В 1967 г. за большие заслуги в области подготовки учительских кадров, большой теоретический и практический вклад в развитие проблем профориентации и других проблем педагогики ректору Н. Н. Чистякову было присвоено ученое звание профессора. Работал в вузе с 1963 по 1988 гг. Выпускник 2-го Московского госуниверситета. В январе 1943 г. прибыл в Кузбасс и был назначен первым заведующим областным отделом народного образования только что созданной Кемеровской области. В январе 1945 г. Н. Н. Чистяков был награжден орденом Трудового Красного Знамени. До КГПИ работал ректором Новокузнецкого (Сталинского) пединститута.
Именно в 1960-е гг. сложился творческий, высоконравственный климат в коллективе, особая атмосфера вуза. Стойкость, целеустремленность, сила жизненной позиции преподавателей-шестидесятников всегда будут служить примером для многих поколений кузбассовцев. Они приложили немало сил в подготовку высококвалифицированных специалистов, в совершенствование форм и методов образовательно-воспитательной, патриотической и научно-просветительской деятельности. И сегодня их ученики и последователи нашли свое место в жизни, стали профессионалами в педагогической деятельности.
В пединституте в 1950-1960-е гг. доминировали исследования в области гуманитарных наук – истории, педагогики и в области естествознания – физики, биологии. 
Естественнонаучное направление
Основное направление деятельности преподавателей и аспирантов физического факультета – физика металлов: внутреннее трение чистых металлов и сплавов, рентгеноструктурный анализ, металлография, температурные и механические процессы, спектральный анализ. Основатель научной школы – ректор В. С. Постников. 
Выпускниками КГПИ Ю. И. Кызыласовым, Г. И. Зайцевым, Г. И. Колесниковым, Е. В. Тигановым были выполнены фундаментальные исследования по теме: «Тепловое и вынужденное молекулярное рассеяние света в конденсированных средах» под руководством И. Л. Фабелинского.
Cкладывается научная школа «Молекулярная спектроскопия: исследование спектров комбинационного рассеяния (КР), спектроскопия конденсированных сред, молекул и кристаллов». Руководители школы – П. Т. Николаенко, А. В. Сечкарев. Научно-исследовательская работа проводились с 1958 г. на базе двух вузов – КГПИ и КузПИ. По инициативе А. В. Сечкарева была открыта Проблемная лаборатория молекулярной спектроскопии. Тем самым были созданы условия для специализации студентов и аспирантов по оптике и спектроскопии. 
На химико-биологическом факультете были заложены основы научной школы под руководством к.б.н. Э. М. Казина «Проблемы адаптации эндокринных и биоритмологических функций». Школа успешно развивается и в настоящее время. В 2012 г. Э. М. Казину было присвоено почетное звание «Основатель научной школы», вручен диплом «Золотая кафедра России».
Гуманитарное направление
Основателем крупной научной школы педагогики «Социально-педагогические проблемы профессиональной ориентации» был ректор, к.п.н., зав. межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики и психологии Н. Н. Чистяков. На сегодняшний день научную школу возглавляет его ученица – д.п.н., профессор, заслуженный работник высшей школы Н.Э. Касаткина. 
С 1956 г. на историко-филологическом факультете начала складываться научная школа в сибирской исторической науке «Изучение социально-экономического развития Кузбасса – древнего центра сибирской металлургии». Основатель – З. Г. Карпенко (1906-2002) работала в вузе с 1956 по 2000 гг. зав. кафедрой истории СССР. Выпускница Московского университета (1926 г.). Почетный гражданин Кемеровской области (1998 г.). Заслуженный деятель науки РСФСР, кавалер орденов Октябрьской Революции. Под её редакцией были подготовлены и опубликованы 5 выпусков сборника «Из истории рабочего класса в Кузбассе». Она является одним из авторов «Истории Сибири», удостоенной Государственной премии. Главной её научной темой была угольная промышленность Кузбасса и её кадры. Член редколлегии капитального труда «История Кузбасса», редактор коллективных трудов о горняках и металлургах Кузбасса. З. Г. Карпенко подготовила 13 кандидатов наук. В числе ее учеников – Г. П. Малахова, А. А. Халиулина, В. Н. Михайлова, Ю. А. Шпарог, К. А. Заболотская, В. А. Волчек, И. З. Гибадуллин и др. 
Историографическое направление научной школы складывалось под руководством В. Г. Мирзоева (1920-1980). Выпускник Азербайджанского госуниверситета. Он работал в вузе с 1956 по 1970 гг. заместителем директора по учебной и научной работе, зав. кафедрой всеобщей истории. В. Г. Мирзоев ориентировал научные исследования многих сотрудников кафедры. Им была организована и проведена одна из первых крупных конференций в стенах института (1967 г.). Хотя научная школа так и не сформировалась, но этап её становления оставил заметный след в научной жизни вуза. Среди крупных исследований – монографии «П. А. Словцов», «Историография Сибири». Он являлся одним из авторов пятитомной «Истории Сибири», редактором многих выпусков «Ученых записок» Новосибирского и Кемеровского пединститутов.
В 1960-е гг. успешно шло формирование школы археологов по изучению истории степной Евразии, истории освоения степей как зоны производящего хозяйства, обосновано существование степной скотоводческой цивилизации, изучен её вклад в мировую историю и культуру. Основатель школы – А. И. Мартынов. Выпускник Московского пединститута. По распределению был направлен в Кемерово, работал в должности директора Кемеровского областного краеведческого музея с 1955 по 1959 гг. С его именем связано развитие археологических экспедиционных исследований. Им написано и опубликовано более 389 научных работ, в том числе 13 монографий, учебник по археологии для вузов России и стран СНГ (с 1972 по 2013 гг. – 7 изданий), учебно-методические пособия по археологии для студентов. Подготовил 34 кандидата исторических наук, 6 кандидатов культурологии, 6 докторов наук. На сегодняшний день научная школа продолжает свое существование и успешно развивается. Возглавляет школу д.и.н., профессор В.В. Бобров – зав. кафедрой археологии. 
В 1970-1990-е гг. ведущей формой пополнения научно-педагогической интеллигенции была подготовка кадрового преподавательского потенциала своими бывшими студентами, закончившими аспирантуру.
В первый год существования института кадровый состав составляли  один профессор (И.П. Шмидт) и девять преподавателей, имеющих ученую степень. За 20 лет своего существования КГПИ вырос в крупное учебно-научное заведение с 8 факультетами. Профессорско-преподавательский коллектив состоял из 331 человека (2 доктора наук, 3 профессора, 75 кандидатов наук). Ученые пединститута создали прочную основу для растущего вуза, за долгие годы служения своему делу выпустили не одно поколение студентов. Благодаря их подвижническому труду, энергии, таланту КемГУ сегодня – опорный вуз Кемеровской области, один из крупнейших вузов Западной Сибири, осуществляющий подготовку высококвалифицированных кадров по широкому спектру направлений, ведущий научно-образовательный центр Кузбасса.
Особо хочется выделить 17 ученых, проработавших в вузе более 50 лет, каждый из них внес весомый вклад в образование и культуру Кузбасса. Профессора награждены медалями «За особый вклад в развитие Кузбасса» разных степеней.
Доктора наук. А. И. Мартынов – профессор кафедры археологии. Почетный гражданин Кемеровской области. Заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН. Почетный работник высшего профобразования РФ. Награжден «Орденом почета Кузбасса». Основатель первой кафедры археологии за Уралом (1975 г.). Один из основателей музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ. Инициатор создания историко-культурного природного музея-заповедника «Томская писаница».
 Э. М. Казин – зав. кафедрой физиологии человека и животных и валеологии, выпускник Новокузнецкого пединститута. Заслуженный деятель науки РФ, академик и действ. член МАН ВШ, действ. член Академии пед. и соц. наук. Почетный профессор Кузбасса.
 В. В. Бобров – зав. кафедрой археологии, выпускник КГПИ. Заслуженный работник ВШ РФ, действительный член Академии гуманитарных наук, член-корр. СО МАН ВШ. 
Б. П. Невзоров – выпускник КГПИ. Заслуженный работник высшей школы РФ, академик МАН ВШ. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Заслуженный работник науки и образования. 
Н. Э. Касаткина – заслуженный работник высшей школы РФ. Отличник народного образования. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Академик МАН ВШ, действ. член МАН ВШ, МАС и ПН в ИОСО РАО. Почетный профессор Кузбасса. 
Кандидаты наук. Р. Г. Круссер – доцент кафедры отечественной истории. Один из основателей и создателей научной библиотеки КГПИ. Отличник народного просвещения. Лауреат премии Кузбасса. 
Л.В. Бардина (1927-2005) – доцент кафедры русского языка. Стояла у истоков формирования кафедры русского языка. Отличник народного просвещения РФ; 
А. Ф. Гоголин (1924-2015) – фронтовик. Первый декан историко-филологического факультета. Отличник высшей школы РФ. Награжден медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени и др. 
К. П. Мацуков – доцент кафедры общей физики. Отличник народного образования. Отличник высшей школы РФ. Основатель планетария КемГУ – центра по пропаганде астрономической науки и успехов космических исследований. 
Е. А. Кривошеева – доцент. Отличник народного просвещения. С ее именем связаны научные исследования по истории АИК (автономной индустриальной колонии Кузбасса). Одна из инициаторов и организаторов создания музея «Красная горка»; 
Г. В. Ефремова – отличник высшей школы РФ. 29 лет проработала деканом биологического факультета КемГУ. 
С. А. Тимошенко  – доцент кафедры общей физики, выпускница КГПИ.  Награждена медалью «За служение Кузбассу». 
Н. А. Прокуденко – доцент кафедры русского языка, выпускница КГПИ. Отличник высшей школы РФ. Награждена знаком «За отличные успехи в области высшего образования СССР». 
Г. И. Коротких – доцент кафедры иностранных языков. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. 
А. Н. Туренков – доцент кафедры зимних видов спорта и единоборств. Отличник высшей школы РФ. 
Ю. И. Кызыласов (1939-2016) – доцент кафедры общей физики, выпускник КГПИ. Его научные исследования оказались настолько важными и актуальными, что они цитируются в зарубежных изданиях, вошли в учебники «Оптика» и «Введение в физику лазеров». Текст диссертации практически полностью цитируется в академическом журнале «Труды ФИАН» (Т. 72), переведенном на английский язык в Англии и США. 
Р.С. Полесюк – доцент кафедры английской филологии № 1. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. 
Н.И. Шапилова – доцент кафедры русского языка. Награждена медалью «За заслуги перед КемГУ».
Научно-педагогическая интеллигенция Кузбасса – одно из главных достояний высших учебных заведений. На примере жизни этих людей, вклада в становление системы высшего профессионального образования Кемеровской области исследуется становление духовно-нравственного климата в вузе, воспитываются целые поколения студентов. Творческий путь почти каждого из преподавателей, занимающихся наукой, связан с созданием научных школ, факультетов, кафедр. Благодаря их самоотверженному труду многие выпускники вузов нашли свое место в жизни, стали профессионалами в разных областях экономики, образования и культуры. Для них служение высшему образованию Кемеровской области, воспитание молодых людей стало судьбой и делом всей жизни. 
 
Литература
1. История Кемеровского государственного университета / Боголепова Л. З.,. Волчек В.А., Заболотская К.А., Круссер Р.Г., Михайлова В.Н., Мишенин С.Е., Овчинников В.А. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – 207 с.
2. Корницкий Г. В. В Кемеровском горном институте / Мы были первыми: сб. воспоминаний. Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2005. –259 с.
3. Боголепова Л. З. Кемеровский государственный университет (историческая хроника 1928-2014 гг.): историко-справочное пособие, 2 е издание. Кемерово: «Печатный двор Кузбасса»», 2014. –128 с.
 
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.