Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Симфония жизни. Слово о Н. А. Капитошникове, почётном гражданине Кузбасса

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Где черпать силы ?

С сентября в оркестре самая напряженная работа – обсуждается репертуар, разучиваются партии, занимаются с новичками.

Потом – первые пробы звучания оркестра, первые отчаяния и первые радости. Но к началу февраля должны быть подготовлены несколько произведений.

В феврале – первое отчетное выступление оркестра на традиционном вечере-встрече в Музыкальной республике. А затем – пешком, в автобусах, в вагонах поездки по близ – и дальлежащим поселкам, выступления в клубах на учительских конференциях, перед рабочими на предприятиях. Оркестр должен жить полнокровно – давать радость слушателям и сам получать ее.

Но ведь так происходит каждый год. Каждую осень приходится начинать все с начала. Ушли, разъехались из Мундыбаша выпускники-десятиклассники. Остались в музыкальной комнате их инструменты. Как грустно смотреть на них руководителю оркестра! Когда еще они зазвучат в руках новичков!

Ни одному долго существующему творческому коллективу не выдержать такой смены состава. А этот – самодеятельный, детский. Беспокойный, требующий огромного напряжения, всех сил души «сизифов труд».

«Запишите меня в оркестр». Тернист путь от новичка до исполнителя и для этого мальчугана и для его учителя. Семь дней в неделе. Во вторник и пятницу общие сыгровки в оркестре, среда – занятия с группой домр, четверг– с басистами, понедельник – балалаечники.... С начинающими – суббота, воскресенье и всегда, как выберется время. Им особое внимание и забота. Нет отпуска, выходных. И все же, уверена, никогда бы не смог самодеятельный детский оркестр из маленького рабочего поселка, удаленного не только от культурных центров, но и просто от города, достигать высокого художественного уровня концертных программ, если б не был его наставник не только талантливым, до последнего удара сердца преданным воспитанию в детях лучшего педагогом, но и волшебником. Как бы могли его ребятишки быстро овладевать музыкальной грамотой, техническими приемами, умением слышать партнера, держать темп, если б не было на его занятиях чудесных моментов в разучивании любого произведения.

Вот «Вальс» из «Ивана Сусанина». В нем много частей, не каждая сразу дается. Устали от повторений, упали духом: не получается!

– Друзья, приходилось ли вам видеть себя во сне летающими в воздухе?– спрашивает Николай Алексеевич.– Какой это замечательный сон! С разбегу оттолкнешься ногой и легко летишь. Отталкиваешься другой и снова летишь, сердце замирает от восторга. Руки в стороны, как крылья. Полеты красивые, плавные, дугами, как при замедленной съемке...! Приземляешься, отталкиваешься, летишь...! Попробуем исполнить эти полеты на самом тихом, на самом красивом звуке...

На завтра работают над следующей частью произведения. Учитель предлагает ребятам пройти мимо спящей царевны, осторожно, тихонько, на цыпочках.... Не разбудить!

А когда разучивают «Сказ о Байкале» Будашкина, украинскую народную песню «Реве та стогне Днипр широкий», русскую народную «Липу вековую» в обработке Куликова или «Осеннюю песню» Чайковского.... Какие прекрасные картины природы возникают в оркестровой комнате! И начинает твориться музыка...

Николай Алексеевич ко всем своим талантам и колоссальному трудолюбию был человеком, преодолевавшим ради своих питомцев любые преграды, и было их немало на полувековом пути, особенно вначале. Само существование оркестра (более 40 человек) в стенах общеобразовательной школы создает немалые неудобства – нужно свободное большое помещение, звукоизоляция, другие затраты, и не все работники школы сразу поняли благое значение для воспитания детей того, чем занимался с ними учитель литературы, дополнительно к своим урокам. И позднее, когда оркестр стал главным делом Капишникова, сколько было еще всяких больших и малых трудностей.

Отлучки ребят во время выступлений оркестра в городах области, поездки на фестивали в столицы наших тогда еще союзных республик, Москву, Ленинград, не всегда они совпадали с каникулами. Тогда брали с собой учебники и занимались в пути. А сколько денег требуется на ремонт и приобретение новых инструментов, пюпитров, нотной бумаги, струн, пластинок и дисков для прослушивания? Красивые концертные костюмы (и чтоб каждому по размеру!), билеты для проезда, жилье, питание, надежные сопровождающие.... Помогали родители, дирекция школы, и все же инициативы, заботы и хлопоты начинались с Николая Алексеевича. И был он неутомим в организации всей интересной и яркой жизни своих воспитанников. А внимание, поддержка, которую всегда оказывали любимому в Кузбассе детскому коллективу руководство района, областная администрация, отеческая опека губернатора Амана Гумировича Тулеева делали возможными осуществление планов, творческий рост оркестра.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.